Ответ
на этот вопрос кажется простым: это наша земля. Однако русские появились
на Северном Урале относительно недавно.
На берегах Ваграна, например, всего
260 лет назад.
Так по чьей земле
мы ходим?А живём мы мы
и хозяйствуем на земле манси. Откуда
и когда пришёл
на Урал этот народ? Учёные утверждают, что
на восточный склон Урала манси пришли
с запада. Не ужились, якобы,
с коми-зырянами и пришедшими туда русскими.
Произошло это примерно шесть веков назад. Сейчас это коренные жители Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры. Численность манси
в России по переписи
2010 года составляла чуть более
12 тысяч человек.
В нашей области,
на севере её, проживают около двухсот человек.
В Интернете
вы без особого труда найдёте
об этом народе много чего.
Вот только где настоящая родина этого народа
и кто его предки – история умалчивает,
а учёные спорят. Углубляться
в эти дебри
не будем. Лучше познакомимся с документами, которые
в Интернете не найдёшь. Вот что рассказал, например, старейший краевед города Евгений Павлович Мылов:
«В описи Сибирского приказа РГАДА
в фонде 214 хранится «Ясашная книга Верхотурского уезда 1625/1626 года».
В ней говорится
о том, сколько взято
и недобрано ясаку (соболей, лисиц, бобров
и куниц) с татар, остяков
и вогуличей при воеводах князе Дмитрие Пожарском, Игнате Уварове
и подъячем калине Страхове.
В то время вся территория Верхотурского уезда
с его коренным населением была разделена
на судебно-административные округа — сотни, пятидесятки
и десятки. Во главе стояли сотник, пятидесятник
и десятник. Такое деление
к двадцатым годам
XVII века сохранилось лишь
на Урале и
в Сибири, где большинство населения составляли коренные жители,
а сбор податей производился служилыми
людьми — казаками.
Вся территория Верхотурского уезда для сбора ясака делилась
на десять сотен, один пятидесяток
и три десятка, объединяя лялинских, сосьвинских, лозьвинских, туринских, тагильских, чусовских
и других аборигенов — ясашных людей разных народностей.
Наш нынешний район относился
к территории сосьвинских вогул
и входил в сотню Гриши
Кумычева — от устья Ляли
до реки Лангур
на севере. С юрта «на реке, на озере на Вагране» государев ясак взят
с девяти человек,
с юрта «Сантинов
на реке на Сосьве» — с 24-х.
С женатых брали ясак
от восьми до десяти соболей, а
с холостых по пять соболей.
Больше пяти соболей
в обоих юртах ясак
не взят. А «с вогулских детей, которые прибраны
в государев ясак внов», взято
от одного до трех соболей. Трудно поверить, что
в этих юртах проживали только холостые
с детьми. Возможно, что для вагранских
и сосьвинских вогул размеры ясака были по
каким-то причинам снижены.
Сотник Гриша Кумычев был приписан
к юрту на устье Ляли, которая впадает
в Сосьву и где ныне находится село
Романово — бывший центр Сосьвинской,
а потом Романовской волости.
В Романовскую волость входила Заозерская дача Всеволожских.
С сотника в тот год было взято
7 соболей. В юрте Сантинов
на Сосьве упомянут Денга Ондрюшин.
Без сомнений, его потомки стали Денежкиными. Отсюда Денежкин Камень, Денежкины Камешки
и деревня Денежкина — названия в местах обитания потомков Денги Ондрюшина. Денежкины
в нашем округе вымерли,
не оставив потомков.
Их не осталось и
в округе Ивделя.
Можно предположить, что упомянутый
в юрте на Вагране Чека
Алтиев — один
из предков Данилы Алтипова, именем которого были названы речка Даньша
и поселок в месте впадения ее
в Вагран. А Кека Моросков
с юрта на Сосьве — один
из предков Морозковых, подаривших свое имя селению Морозково
в Серовском районе. Алтиповы
и Алтипковы, Денежкины, Морозовы
и Морозковы сегодня довольно распространенные фамилии.
В ходе постепенного расселения русских среди ясашных вогул заключались смешанные браки.
По книгам церкви Петра
и Павла начала
20 столетия таковыми записаны Анисимковы, Боярские, Ярославцевы, Есаулковы
и Ивачевы.
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.