Сериал «Однажды в Ростове» (его сейчас показывает 1 канал), в центре которого — расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в начале 1960-х годов*, — три с половиной года не мог попасть на телеэкраны. Как и почему фильм всё-таки вышел в эфир Первого канала — продюсер Сергей Жигунов рассказал The New Times. Вы как актёр известны публике по фильму «Гардемарины, вперед!», по сериалу «Моя прекрасная няня». Как продюсер снимаете развлекательное кино. Как возникла идея сериала про новочеркасский расстрел рабочих 1962 года? Я — ростовчанин и знал эту историю с детства. Узнал ее от папы, когда мне было тринадцать лет.Путь к экрану Когда вы задумали этот фильм? Семь с половиной лет назад — после того, как вышел сериал Сергея Урсуляка «Ликвидация». «Однажды в Ростове» — это вторая, после «Ликвидации», телевизионная картина в ретро-стилистике. Вообще снимать такое «ближнее ретро» очень тяжело. С одной стороны, все слишком хорошо помнят, как выглядела в те годы страна, с другой — это очень трудно воссоздать. Значительно легче снять «Королеву Марго», чем 60-е годы прошлого века.А как нашли деньги? 24 серии — дорогое удовольствие. Этот проект запустился моментально. Мы сидели за столом с моим товарищем Николаем Картозией, который был тогда директором праймового вещания НТВ, и обсуждали только что вышедшую «Ликвидацию». Он меня спрашивает: ну что, как тебе фильм? А я ему: у меня есть сюжет получше. Коля не поверил: «Что, лучше «Ликвидации»?» «Да, лучше», — говорю я.«Ну, ладно. У них маршал Жуков, а у тебя кто?» Я говорю: «Генерал Плиев Исса Александрович, дважды герой Советского Союза, который дал команду стрелять в рабочих. Памятник ему стоит в Ростове». Так мы ещё с ним поговорили о будущем фильме, после чего Коля встал из-за стола и сказал: «Сиди здесь». Пошел к Владимиру Михайловичу Кулистикову (генеральный директор НТВ. — NT), вернулся через полчаса и сказал: пиши заявку, будем тебя запускать. Мы начали подготовительный период, но дальше случился кризис 2008 года. Меня вызвали и сказали: мы не можем продолжить финансирование в том объёме, как обещали. А каков был изначальный бюджет?Примерно $400 тыс. за серию. В общем, мне предложили сильно сократить бюджет, но я, поразмыслив, понял, что это невозможно. Деньги в тот момент я нашел только на телеканале «Россия». Они быстро взяли готовую к производству картину, и я благодарен им за то, что уже буквально через две недели начал снимать. Вы сдали картину в конце 2011 года — в момент, когда прошли первые митинги на Болотной. А что происходило дальше? Ничего. Картина лежала. Почему? Не знаю, мне не объясняли. Когда я её сдал, меня насторожило, что её приняли без единой поправки. 24 серии — и ни одного замечания. Фильм пролежал на «России» без движения довольно долго, пока Первый канал не сказал мне: мы бы хотели это показать у себя. Это был уже 2013 год. Константин Эрнст (генеральный директор Первого канала. — NT) картину к этому моменту уже видел — украинский телеканал «Интер» показал ее три раза за один год, после чего она попала в интернет, где пользовалась большой популярностью. 2013-й — процесс над узниками «Болотного дела». То есть Первый канал тоже долго фильм не выпускал?Да, я уже начал бояться, что Константину Львовичу не хватит смелости его показать. Но вдруг он вышел в эфир.Без купюр? На Первом канале? Абсолютно. Цензура по соглашению Какие-то изменения по сравнению с первоначальным сценарием фильм претерпел? Вообще-то у нас цензуры нет. Ну, ее действительно нет. Но есть представления разных людей, занимающих определенную должность, о том, что можно, а чего нельзя. НТВ, например, вычеркнуло из сценария гомосексуальную линию.Ведь в советское время за гомосексуализм сажали, и у нас в сценарии был момент, когда одного персонажа шантажируют тем, что он гей. Но на НТВ существуют внутренние правила, согласно которым эта тема на канале не допускается.На «Российском телевидении», куда я принес уже готовый проект, редакторы тоже попросили внести определенные коррективы. Например, усилить в фильме женскую линию. «Россия» всегда делает упор на женские истории. Поэтому на первый план в нашем сериале вышла история Нины, дочери одного из рабочих — лидеров восстания. Все каналы отличаются друг от друга, у каждого своя аудитория. НТВ предпочитает «мужские истории», а женщин в картине может не быть совсем. Если же кино снимает Первый канал, то они просят, чтобы история была поинтеллигентнее: например, у них, по сравнению с НТВ, должно быть гораздо меньше жестокости. Что еще пропало из сценария? На «Российском телевидении» мне запретили сцену со знаменитым разгромом выставки в Манеже. 1 декабря 1962 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, где подверг уничтожающей критике их творчество. У меня был совершенно прекрасный эпизод с Фальком, где Хрущев говорит: «Этот Фальк мужчина или женщина? Или они тут все педерасты?» Что значит запретили? Как это происходило? Месяца через три после начала съёмок меня пригласили на канал и сказали: убери, пожалуйста, из картины вот это и вот это. У меня в фильме было три важных и в чем-то схожих исторических эпизода: Новочеркасский расстрел, выставка в Манеже и расстрел человека, пытавшегося перебраться через Берлинскую стену, — он должен был переправить рукопись одного писателя-диссидента на Запад.Снимать Берлинскую стену мне тоже запретили, хотя к этому моменту мы уже начали строить под Севастополем бетонное сооружение высотой в 8 метров. Я им говорю: мы уже заплатили за это деньги. Ничего, говорят, оставь деньги себе. Было обидно отказываться от этих сцен — с ними картина была бы острее. Почему они пошли на это спустя три месяца после начала съёмок, а не сразу? Не знаю. Наверное, потому, что если бы они сказали мне это в момент, когда я с ними договаривался, неизвестно, как бы я себя повел — мог взбрыкнуть и не подписать контракт. А проблем с показом расстрела в Новочеркасске не было? Нет. Там в фильме все правда. Вся история с директором завода Курочкиным, который сказал рабочим: «Ливер жрите вместо мяса!» Его, правда, по-моему, выкинули в окно рабочие из кабинета. Он не погиб. Чтобы фильм был более динамичным, я сократил при монтаже какие-то эпизоды. В реальности рабочие перекрывали железную дорогу, и вообще происходило значительно больше событий. ___________ * 1 июня 1962 года на Новочеркасском электровозостроительном заводе началась забастовка в связи с повышением цен на продукты и снижением зарплаты рабочих. 2 июня бастующие вышли на площадь перед горкомом КПСС, где по ним был открыт огонь. 26 человек погибли, 87 — получили ранения. Главная военная прокуратура Российской Федерации в 1992 году возбудила по факту новочеркасского расстрела уголовное дело против Никиты Хрущёва, Анастаса Микояна и еще девяти человек, которое было прекращено в связи со смертью фигурантов. Читать полностью |
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.