Недоумевали, как
женщина-режиссёр может ставить армейскую, сугубо «мужскую» пьесу, и
не пасквиль ли это
на армию? Не стоит рассуждать
о природе режиссёрской профессии, да
и спектакль, по большому счёту, не
об армии, а
о человеке…Пьеса под разными названиями («Солдатики», «Подсобное хозяйство») уже была
не раз поставлена
в театрах страны, где
о дедовщине (вспомним историю солдата Андрея Сычёва) говорят часто
и сурово. В последние годы интерес
к теме как-то поугас, поэтому было действительно
интересно — что привлекло режиссёра
в пьесе?— Мой спектакль не
об армии, не
об уставных отношениях,— разъясняет
на все лады
Ю. Батурина.— Поэтому я и
не боялась, что,
на взгляд служивших, будет
что-то не так. Мне хотелось сказать
о другом: две жизненные позиции сошлись
в одном месте,
в одной точке, и
от того, какая победит, будет зависеть вся наша
дальнейшая жизнь.В «Чморике» речь идет
о человеческой душе, которую автор по русской традиции помещает между ангелом
и бесом. Деревенский парень по прозвищу Хруст (блестящая работа Алексея Деева) ждёт дембеля
в окрестностях Байконура, выращивая свиней
на армейской ферме
и сочиняя родным письма
про то, как запускает ракеты.
В роли ангела
на посылках у свинаря служит хлипкий,
но принципиальный питерский интеллигент,
в роли беса — демонически злобный
«дед» — стройбатовец (мастерская роль Евгения Гузмана), которого Бесом
и зовут. Эпизодически появляются ещё три
не слишком активно действующих лица, но
от этого не менее важные для происходящего: замполит (Николай Хорук), пропащая буфетчица (Ольга Кирилочкина), приехавшая
к интеллигенту сестра (Александра Незлученко).
Более других выделяется Хруст, поставленный
в ситуацию нравственного выбора.
За актером интересно следить:
на наших глазах
с его героем происходят метаморфозы. Молодому актёру хватает
и выразительных средств,
и дыхания на два часа действа. Открытием спектакля стали
«чморики» — Алексей Новолоков и Игорь Решетов.
Последний — хлюпик, да ещё
и рыжий, смешной, нелепый,
с ручками-тростинками, а внутри такая сильная пружина, что почти сразу начинаешь верить, что вот
на нём-то цепь Зла
и прервется.В спектакле Батуриной
из отдельных картинок армейского
житья-бытья складывается, представьте, картина цельная. Причём
с эмоциональной рамкой. Частокол покосившегося
забора-барака с чёрными проломами (сценография Алексея
Унесихина) — как символ рокового выбора:
ты можешь выбрать жизнь
в свинарнике или улететь
в бесконечность… И всё это заправлено историческим саундтреком – хитами про рокот космодрома
и траву у дома. При всей своей страшности «Чморик»
не оставляет впечатления постсоветской чернухи.
В этой пьесе есть
все — в том числе
и катарсис.Призывник-режиссёр женского пола прилично сдал боевую и «политическую»
подготовку — на премьерных показах был аншлаг.
В Батуриной неожиданно прорезалось ценностное тактическое
качество — по-режиссёрски никому
не мешать… Ни артистам, ни драматургу. А, сняв все зажимы, дать возможность уже самой истории дышать полной грудью.
…Играя
в солдатиков, они говорят вроде
не только про
«тех» — про «советских», но
и про «этих», про наших…
Армия-то, она почти всегда
и везде одинакова.
Даже с учётом разности зарплат
и исторических уставов.
Это всегда модель мира, государства, пространства, где есть свои законы, свои победители
и жертвы, правые
и левые. И любой ребёнок, выброшенный
в эту среду,
в эту систему, либо деформируется, либо растворяется.
Либо приживается.Ведь все
они — солдатики (рядовые, сержанты, лейтенанты,
майоры) — не только вояки возле боевых орудий (или разгильдяи
на строительстве генеральских дач), но
и дети наши, братья, друзья,
в общем, мы сами. Не всегда стойкие,
не очень оловянные. Порой лишь игрушки
в руках судьбы.
А судьба, когда она зла,
в уставы не смотрит. И вот в финале жестокая сцена
драки-убийства, которую закрывают белым
экраном-саваном, с которого улыбается Гагарин перед историческим полётом.
На тот момент
он взлетит. Но мы-то уже знаем, что будет потом.
За высокой, красивой идеей всегда следует расплата.
В спектакле это Чморик.
В космосе — Гагарин.
В истории — наша страна. Жёстко
и трезво. По-батурински.
Раида СТРУНКИНА.
Газета «Наше слово» № 32, 26 апреля 2011 года
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.