Елена Лысенко, научный сотрудник городского краеведческого музея:
— Неизвестно откуда появились мужчина
и женщина. Жили они на маленьком клочке земли, где могла уместиться лишь
их юрта. Однажды увидели они, как
утка-нырок нырнула
в воду, принесла
в клюве комочек земли
и прилепила к островку. Земля выросла. Неоднократно ныряла птица
и все больше
и больше становилась земля под ногами мужчины
и женщины. А когда в последний раз вынырнула утка,
и последний кусочек прилепила
к острову, люди
не видели уже, где земля кончается.
Эту легенду
о югорской земле народ передавал
из поколения в поколение. Манси
не имели письменности. Лесные угодья клеймили особым знаком. Поклонялись идолам. Промышляли зверя
и птицу. Развивали ремесла.
Максим Дыдаев:
— Манси много чего умели
из оленьих шкур. Животные играли большую роль
в жизни манси.На выставке только подлинные вещи. Оленья упряжь
и арканы из кожи. Берестяные крошни для переноски грузов. Нарты. Предметы обихода.
Есть совершенно уникальные экспонаты: посох-календарь или деревянные станки для обработки крапивы. Сказка Андерсена
о чудесном превращении белых лебедей
в прекрасных принцев
у манси имеет реальную основу.
Е. Лысенко:— Этот
предмет — для обработки крапивы. Ткали рубахи, сети плели.
Долгое время все эти предметы хранились
в запасниках. Средств
на оформление экспозиции
у музея не было. Выигранный грант позволил выполнить часть оформительских работ
и воссоздать картинки
из жизни вымирающего народа. Готов эскиз будущей панорамы мансийского поселения.
Но перенести его
на холст не хватило средств.
А этот пейзаж по задумке авторов должен дополнять деревянный идол
в натуральную величину.
— Мы нашли упоминание
в литературе, что
на высоких местах стояли идолы, где помещались святилища.
Вот такое культовое место
мы хотим воспроизвести.
Сегодня
на территории Свердловской области проживает всего
130 манси. Почитатели сына Бога – медведя так и
не смогли адаптироваться
к современной жизни. Смелые охотники проиграли битву
с огненной водой.Катя Носова:
— У них нет такой цивилизации, как
у нас, но они традиции соблюдают.
Е. Лысенко:— По программе области отстроили поселок, переселили оставшихся манси.
Но они не прижились, не хотят жить там.Из последней экспедиции сотрудники музея привезли фотографии
и предметы быта. Манси продавали родовые реликвии
за бесценок: мало кто
из них работает. Живут
в основном на пенсию. Народные промыслы забыты. Молодежь слушает современную музыку
и носит европейскую одежду. Малицы
и унты теперь можно увидеть только
в музее.Людмила Ильина
Телестудия «Весна-Североуральск», 30 сентября 2008 годаФото
из архива заповедника «Денежкин камень»: Североуральские манси
с оленями. 1955 год
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.