Рядовой кремлевского полка
22.02.2008 г.

Каждую весну и осень на службу в Президентский полк отправляются 20 свердловчан. И почти всегда есть среди них североуральцы. Бывает – один, но чаще двое. За последние годы лишь один президентский призыв обошелся без нас.

В настоящее время  безопасность Кремля вместе с другими обеспечивают трое юношей из нашего города: в октябре 2006-го на службу в кремлевский гарнизон был призван Виктор Бондаренко, в октябре 2007-го – Андрей Шандаев и Александр Лопухин. Совсем недавно Виктор побывал в отпуске, тогда мы и встретились у него дома.
До призыва на службу он успел закончить 9 классов в 1-й школе и получить специальность автомеханика в лицее. Обычный путь обычных мальчишек. Однако на службу в Кремль-то попадают немногие … На вопрос, что для этого надо,  Виктор отвечает: «Здоровья надо много и выдержки». А отец, Виктор Иванович, добавляет: «И иметь безупречную биографию».
Биография у семьи Бондаренко, действительно,  безупречная. Виктор Иванович работает водителем автобуса в «СУБР-Интерагенте», такие, как он, становятся опорой на любом предприятии. Надежда Эмильевна тоже всю жизнь трудится, она штукатур-маляр на заводе ЖБИ.  Вырастили троих сыновей – ни за одного не стыдно. Средний, Андрей,  тоже отдал Родине долг – отслужил свое на таможне в Новороссийске. Виктор в семье младший, и в то время, когда брат осваивал армейскую науку, только еще искал себя в жизни. На стадионе «Горняк» в школьные годы прошел почти все секции – конькобежную, карате, баскетбол, футбол. В конце концов сделал выбор в пользу бега и очень потом в армии себя за это похвалил.

Image
В отпуске с отцом Виктором Ивановичем
Служба началась в военном лагере под Москвой, где проходили курс молодого бойца. Вот тут-то и пригодилось все, чему научился на стадионе, а бег в особенности. Для него 8-километровые марш-броски были почти прогулкой. Правда, все другое покорялось так же непросто, как и остальным новобранцам. Тот объем документов, который надо было за месяц изучить и запомнить, Виктор до того и представить себе не мог. Кремлевскому солдату не только крепкое здоровье и сильная воля нужны, но и светлая голова.
Армейский принцип «не знаешь – научим» сработал на все сто процентов. Через месяц он уже знал  4 метода проверки документов,  держал в памяти 3 десятка видов самых разных пропусков и удостоверений, а любую инструкцию мог отчеканить, подними его среди ночи. Это я для старшеклассников сейчас рассказываю, которым в армии служить еще только предстоит. В кремлевский полк попадут считанные единицы, но и в других родах войск, особенно теперь, при одногодичном сроке службы, надо иметь и хорошую память, и интеллект.
Службу Виктор Бондаренко несет в роте охраны. В карауле стоит ровно сутки. В мавзолее, например, у них есть пост. Но это не тот  почетный караул, которым мы когда-то гордились,  теперь рядовые кремлевского полка  наблюдают в мавзолее за порядком. У входа в административные здания на территории Кремля пропуска тоже их рота проверяет. Пост N 4 – у кремлевского Дворца съездов, в котором  разные знаменитости выступают. Уж их-то наш земляк насмотрелся, с Валерием Золотухиным даже сфотографировался. А видел ли Президента? Этого вопроса не избежать ни одному отпускнику  кремлевского полка. Видел, отвечает Виктор, но только издалека. Охрана президентского самолета – это еще один их пост, и если наряд выпадает на день вылета Президента или его возвращения из зарубежной поездки, такая редкая возможность выпадает.
Жизнь у кремлевских солдат, как и вообще в армии, суровая. Подъем в 6–00, строгий распорядок на весь день, в котором свободного времени совсем не много. Увольнения в основном коллективные, но Москву наш земляк успел посмотреть и даже полюбить. О том, что поразило в столице больше всего,  отвечает не задумываясь: Кремль. Кремлевские достопримечательности  за полтора с лишним года службы Виктор неплохо изучил, но по нашим гражданским представлениям,  способом своеобразным. Рядовые президентской гвардии вот так запросто по территории Кремля не разгуливают, а если куда идут, то исключительно строем. Это настолько вошло в привычку, что когда собираются вместе 4–5 человек, то без всякой команды выстраиваются и лишь  после этого следуют в нужном направлении.  А уж какая у них  прогулка перед сном… Узнала я об этом случайно, поинтересовавшись, трудно ли научиться чеканить шаг, какой мы видим по телевизору на парадах. Тренировка нужна, пояснил Виктор и, между прочим, рассказал, что кроме регулярных занятий по строевой, они отрабатывают «парадный» шаг на вечерних прогулках, когда под зорким оком старшины проходят маршем три круга по Арсеналу. Каждый день, в любую погоду. Подышали свежим воздухом – и отбой. Там вообще много такого, чего в других частях нет. Спросила, какая у них форма одежды, так он как стал перечислять – скоро мы вместе со счета сбились: камуфляжная, парадная, летняя, зимняя, бекеша и еще много чего. Но в наряды в морозные дни ходят, между прочим,  в обыкновенных русских валенках.
ImageПо признанию самого Виктора, солдатская жизнь ему не в тягость. К караулам привык. Многочисленные экзамены по практическим и теоретическим  дисциплинам вроде огневой подготовки, основ государственного правления и другим сдает успешно – в марте вот ждет очередная проверка. Хотя он уже сейчас стрелок первой категории, и это почетно. Питание в полку  нормальное, и про то, как первый месяц в лагерях все время  хотелось есть, уже  забылось. И как по дому целых полгода скучал, тоже  в прошлом. Рассказывает Виктор, что повезло с командиром, отзывается о капитане Сафонове с большим уважением. Виктор Иванович подтверждает: однажды пришлось разговаривать по телефону, и он нашел у офицера понимание.  С удивлением узнаю, что лет-то капитану всего 28 – такой там в Кремле бег времени.
И не сама армейская служба трудна для крепкого самостоятельного парня, самым трудным, говорит Виктор, было найти себя в большом мужском коллективе. Тут тоже опыт прошлого пригодился. В Североуральске он дружил с хорошими ребятами, с которыми прошли походами не одну сотню километров. Научился и свое  плечо другу подставлять, а если надо – на его плечо опереться. Надежда Эмильевна и Виктор Иванович считали, что парень должен расти не в тепличных условиях, и хоть порой беспокоились, но и на рыбалку, и в походы сына всегда отпускали. Из школьных друзей в армии пока служат немногие, но все при деле – кто работает, кто учится.
Виктор Бондаренко – из последнего призыва, который уходил служить на два года. Но он совсем не жалеет об этом. Уверен, что ни за год, ни за полтора  военную профессию не познаешь: «Освоить в принципе и за полгода можно, но применить знания не успеешь». И про то, что армейскую закалку должен получить каждый здоровый парень, он тоже говорит с уверенностью: «Там многое начинаешь понимать». Его совет призывникам – не прятаться от армии, а готовить себя к службе морально и физически. Что до семьи Бондаренко, то свой воинский долг перед Отечеством она исполняет надежно. В настоящее время службу в рядах Вооруженных Сил проходит не только Виктор, но и его двоюродный брат Андрей.
В начале февраля поезд умчал отпускников Президентского полка Виктора Бондаренко из Североуральска и его товарища Александра Мамаева из Екатеринбурга в столицу. Впереди еще 8 месяцев армейских будней, но уже сейчас Виктор определяется  с выбором дальнейшего жизненного пути. Не станем опережать события, скажем только, что этот выбор сделан с учетом того, что дала ему служба в армии.

Зоя БЕЛОШЕДОВА.
Фото автора и из семейного альбома.

Газета "Наше слово "  № 21, 22 февраля 2008 года

 
Fatal error: Out of memory (allocated 11272192) (tried to allocate 122880 bytes) in /home/sev-info/www/components/com_jcomments/tpl/default/tpl_form.php on line 133