Сев-Урал.Инфо - Крестьянин в городе
Информационный сайт Североуральска
Фото недели




Besucherzahler russain brides
счетчик посещений



Рейтинг@Mail.ru


Яндекс.Метрика


Сервер работает без цензуры Кремля

Справочник Администрации Североуральского городского округа

Крестьянин в городе
13.10.2024 г.
Сегодня – День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Кажется, что Северный Урал для ведения фермерского хозяйства не годится: очень рискованное здесь земледелие. Много скотины тоже держать не с руки – не по лесам же её пасти. Хотя и здесь, на суровой северной земле, создаются крепкие хозяйства. И речь не о дачных участках, где, бесспорно, тоже работают настоящие земледельцы-труженики. Мы хотим познакомить читателя с человеком, который гордо, по-русски, называет себя крестьянином. Не фермером.
Крестьянин в городе (рис.1)Оказывается, между двумя этими понятиями – крестьянское и фермерское хозяйство – есть серьёзные различия. Первое ориентируется на собственное потребление, в продажу идут только излишки. А фермерское хозяйство крупнее, и продукция производится для рынка. Другими словами, крестьянское хозяйство – мелкотоварное или натуральное, а фермерское – настоящее капиталистическое предприятие.
Североуралец Вячеслав Разуваев попытался соединить два в одном, поэтому в 1985 года занялся крестьянским фермерством. Отслужил в армии. А тут вышла правительственная программа, направленная на то, чтобы молодые люди обеспечивали себя жильем самостоятельно. Вячеслав Алексеевич на то время уже работал в машинопрокатном цехе на крановом участке механиком по выпуску машин.
Он познакомился с программой «Молодёжный жилой комплекс» и принялся за дело. Сначала купил участок. И вместе со своим верным другом – любимой собакой, большой немецкой овчаркой – приступил к работе.
– Сначала построил сарайчик и завёл бычка. Потом взял ещё двоих, после пошли поросята, и так начала расти домашняя ферма. Продавали молоко, мясо. Уже потом начали перерабатывать молоко, и в продаже появились сметана, творог, сыворотка, масло.
Вместе с первой женой (с ней наш герой прожили 31 год – прим. ред.), занимались хозяйством.  Она тоже любила это дело, помощницей была. Даже, когда была беременной, помогала заливать фундамент. Раньше ведь ни денег, ни связей не было – всё приходилось самим.
Теперешняя жена Вячеслава Алексеевича тоже хорошо разбирается в хозяйстве, поддерживает своего супруга, помогает ему. А вот выросшие дети по стопам отца не пошли.
– Если честно, то на крестьянском хозяйстве много денег не поднимешь, убыточное это дело. Но будешь сам сыт, будешь питаться качественными продуктами, а значит, будешь здоров, – уверен хозяин.
Сегодня у городского крестьянина в хозяйстве есть куры, козы, быки, коровы, свиньи, лошадь и даже пони. По городским меркам – хозяйство крепкое.
Приносит ли Ваша работа Вам удовлетворение? – спрашиваю я Разуваева.
– Раньше приносила, а сейчас нет. К сожалению, в наше время натуральные продукты стали мало кому по-настоящему нужны. Большинство горожан перешли на магазинные продукты. Но в них нет натуральности, об этом все знают.
Люди привыкли пить молоко из магазинов. Многие даже не имеют представление, насколько то молоко отличается от домашнего. Мы заменили натуральные продукты на магазинные, которые неизвестно где, кем и как выращиваются и производятся.
Крестьянин в городе (рис.3)Есть у моего героя проблема, общая с городом. Это бездомные собаки. Однажды они передушили 20 кур и порвали баранов. Это большой ущерб крестьянскому хозяйству.
– Вы свою продукцию каким образом до покупателей доставляете?
– У меня есть свои постоянные клиенты. Но среди них есть или слишком занятые, или очень ленивые. Не могут лично прийти и забрать то же молоко. Представляете, мне или моей маме, которой 84 года, приходится нести молоко на 5 этаж двадцатипятилетней девушке. Где же такое видано? Раньше молоко у нас закупала больница. Мясо сдавали в 7-ю столовую. Теперь я могу продавать мясо и другие продукты только у себя дома, – делится Вячеслав Алексеевич.
– Что мешает сегодня так широко реализовывать свою продукцию? – озадачена я.
– Вся продукция, поступающая в столовые, больницы, должна быть сертифицирована. А откуда у крестьянина сертификат на продукты? Ведь чтобы их получить, нужно пройти семь кругов ада: например, для проведения сертификации молока и молочной продукции необходимы копии уставных документов заявителя, описания продуктов, сертификаты на сырье, упаковочные материалы (если они есть), товарно-транспортные документы, договоры поставок, результаты лабораторных испытаний.
Если требования к документации нарушены, то возникает множество проблем у того, кто реализует такую продукцию. У него её конфискуют, могут выписать штраф. И это только если речь идёт как раз о домашнем хозяйстве. К тому же сейчас объявляются торги, где маленькому частнику бодаться с крупными производителями бесполезно.
– А вам приходилось разрабатывать бизнес-план? Оценивали Вы риски, с которыми можете столкнуться? – спрашиваю я, несколько озадаченная тем, что несколько лет назад продукция этого хозяйства была более востребованной, чем сегодня.
– Когда мы только создавали хозяйство, мы, конечно, составляли бизнес-план. Но вынуждены были отступить от него. А из рисков можно отметить только одно – здоровье. Это же физический труд, расписанный по дням, по часам.
– А работников у Вас много?
– Работает один парень. Он пасет коров и управляется в хозяйстве. К сожалению, никто больше помогать не идёт. Ведь им проще заработать в другом месте, нежели 400 рублей за четыре часа. Мне нечем платить людям: нет прибыли от реализации продуктов.
Крестьянская работа – это адский труд, ты, считай, привязан к своему хозяйству. Рано встаёшь, поздно ложишься. Отдохнуть тоже не выберешься – оставить не на кого. Семья, к примеру, ездила на море отдыхать, а я дома оставался. А отдых крестьянину тоже нужен. Ещё мне помогает мама.
Крестьянин в городе (рис.5)– А Фонд предпринимательства оказывает какую-то поддержку?
– Раньше они помогали мне вести бухгалтерию. Сейчас этим делом занимается моя супруга. Я индивидуальный предприниматель с 90-х годов, плачу налоги за предоставление ассенизаторских услуг населению, а за ведение хозяйства я ничего не плачу.
Как выяснилось, Вячеслав Разуваев никакую поддержку от государства не получал, в конкурсах на получение гранта или субсидии не участвовал. Да и когда? Времени не хватает.
– Вячеслав Алексеевич, знаете ли Вы кого-нибудь в городе, кто тоже занимался бы ведением крестьянского хозяйства или даже фермерством?
– Знаю Алексея Ивановича Стрельцова. Ему уже 80 лет, и он до сих пор ведёт своё хозяйство. Но мы с ним не конкурируем: у него есть свои клиенты, у меня – свои.
– А в целом конкуренция в Североуральске по продаже натуральных продуктов есть?
– Конкуренции в Североуральске нет. Есть только государство, которое забрало у частников право торговать и право сдавать продукцию. Раньше в городе существовал госпромхоз, он принимал всё: и домашние продукты, и шкуры разделанных животных. На сегодняшний день государство у частников ничего не берет.
– Как Вы считаете, что мешает развитию частного хозяйства?
– Если государство обратит внимание на частников, вот на таких крестьян, как я, и поможет с реализацией, то люди будут держать домашнее хозяйство. Ведь самое главное – крестьяне должны реализовать потом продукцию, иначе зачем всё это?
Действительно, государство вроде как поддерживает фермерские хозяйства. Поддержка крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) – это одна из приоритетных задач, поставленных губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. Два года назад в регионе была запущена новая долгосрочная программа развития АПК, в рамках которой в регионе активно развивают КФХ.
– Вячеслав Алексеевич, а поддержка от местных властей есть?
– В этом отношении могу сказать о таком факте. У меня есть погрузчик. Прошлой снежной зимой ко мне обратилась администрация города с просьбой почистить определённую территорию. Просьбу я выполнил. Но оплату за предоставленные мною услуги муниципалитету я до сих пор не получил, несмотря на то, что был составлен договор.
– Вячеслав Алексеевич, завершая наш разговор, хотелось бы узнать, есть ли у Вас какой-либо ценный совет начинающим крестьянам, стоит ли вообще заниматься такой деятельностью, тем более с нуля?
– Людям, которые решили вести своё хозяйство, я желаю терпения и крепкого здоровья. А если откровенно: я считаю, что в этом нет смысла, ведь на сегодняшний день это очень неблагодарный труд.
К сожалению, Вячеслав Разуваев планирует ликвидировать полностью своё хозяйство, которому посвятил практически всю свою жизнь. Он ушходит на заслуженный отдых, а его любимая деятельность не приносит той прибыли, что раньше.
Сегодня на  территории Свердловской области в настоящее время действует 650 средних и малых хозяйств. В 2023 году на их поддержку из бюджета было направлено более 900 миллионов рублей. Среди мер поддержки крестьянских хозяйств – гранты на развитие семейных ферм.
В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» предоставляются гранты «Агростартап», что является существенным подспорьем на начальном этапе создания фермы. Еще один приоритет – помощь в закупке техники: субсидия позволяет возместить до 30 процентов стоимости приобретаемого оборудования и сельхозмашин.
В 2024 году на эти цели свердловским фермерам перечислено более полумиллиарда рублей. В интервью «Российской газете» первый заместитель министра АПК и потребительского рынка Свердловской области Сергей Шарапов отмечает, что «в малых хозяйствах за последние десять лет почти вдвое выросли поголовье крупного рогатого скота и производство молока. В основном фермерство — это семейный бизнес, в котором задействованы родители и дети» (https://rg.ru/2024/09/12/reg-urfo/podvore-na-vyrost.html).

Светлана САМОЙЛЕНКО.
Фото Георгия Беляева.
Газета «Наше слово» № 41, 18 сентября 2024 года.
 

Добавить комментарий

Вы можете оценить уровень владения русским языком авторами комментариев, поскольку они выкладываются так, как написаны.
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.

Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »