Чем отличаемся
от иных этносов? Каково наше место
в мировой судьбе народов?
Все эти вопросы задевают
за живое как профессиональных политиков, философов
и культурологов, так
и рядовых обывателей, которым ежедневно приходится самоопределяться по отношению к «понаехавшим» гастарбайтерам,
а также к недружественному Западу,
обижающему нас.На бытовом уровне эта проблема возникает тоже достаточно часто — например, при неожиданном для родителей решении сына или дочери вступить
в брак с представителем иной культуры
и веры.В таких обстоятельствах крайне обольстительной, ласкающей честолюбие
(в равной степени философов
и обывателей) является идея нашего «особого пути». Прямо скажем, идея
не новая. Историк
и литератор А. В. Оболенский справедливо замечает:
«Сама по себе идеологема «особого пути» — вещь
не оригинальная… Порой это
не лишено комизма.
В странах Латинской Америки одно время пользовалось популярностью клише, звучащее для нашего уха забавно
и узнаваемо: «аргентинская державность», «особая чилийская всечеловечность», «перуанский народ — богоносец».
Но перенесемся
с далекого американского континента
на близкие нам просторы отечества.
Для правящего класса, начиная еще
с Ивана IV, включая Николая II,
И. Сталина и других, признание «особого пути» является оправданием его — правящего класса — существования
и его же выдающейся роли
в истории. Формы самоутверждения элиты могут быть разными:
будь то «Москва — третий Рим» или «СССР — светоч мирового социализма»,
но суть от этого не меняется.Стоит ли удивляться тому, что отрицание «особого пути» всегда грозило практически неминуемой расправой для скептиков, которые подвергают сомнению
и критикуют данную идеологему. Достаточно вспомнить
П. Я. Чаадаева, объявленного сумасшедшим
в первой половине девятнадцатого века, а
в советское время — историка
А. А. Амальрика, который
за работу «Норманны
и Киевская Русь» был исключен
из университета, а
за книгу «Просуществует ли СССР до
1984 года?» подвергался систематическим репрессиям.
Писатель-историк А. А. Амальрик оказался пророком
в своем отечестве:
в сроках он ошибся лишь совсем
чуть-чуть. В 1985 году началась перестройка, которая привела
к тому, что спустя шесть лет его прогноз подтвердился: в
1991 году СССР рассыпался.
Но лично для Амальрика цена такого пророчества — ранняя смерть. Писатель ушел
из жизни в сорок шесть лет.На самом деле библейская максима «Нет пророка
в своем отечестве» относится не
к пророкам (Кассандры всегда были, есть
и будут), а
к отечеству, которое крепко лишь задним умом
и прозревает только после свершившейся катастрофы.
Вопреки словам марша
из кинофильма «Веселые ребята»: «когда страна прикажет быть героем,
у нас героем становится любой», героев
не так много.
Их единицы — готовых
на жертвы во имя правды, имеющих мужество держать круговую оборону одновременно против властей предержащих
и провозглашающей осанну
властям толпы.Но обвинять людей
в конформизме не стоит. Базовый инстинкт самосохранения властно диктует человеку потребность
в том, чтобы быть как все.
А так ли уж это?
Как посмотреть…
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.