Легко потому, что знал его много лет, внимательно следил
за его творчеством, радовался его удачным снимкам, созванивался.
В те годы, постоянно бывая
в редакции, не упускал случая пообщаться. Легко ещё
и потому, что внешне
он человек простой
и открытый. Трудно оттого, что
он натура яркая,
с богатым внутренним миром,
с огромными творческими возможностями.
Бывая
в редакции, я всегда недоумевал, как
в таком маленьком закутке, громко именуемой фотолаборатория, где
и двоим не разойтись, рождалось Прекрасное.
Хотя знал и понимал, что настоящая лаборатория художника – его путь, мечты, сны, симпатии
и антипатии.Нынешней молодёжи сейчас просто
не понять, какой это был каторжный труд фотокорреспондента. Сейчас, фотографируя
на смартфоны, телефоны, айфоны, цифровые фотоаппараты, ставя режим съёмки на «автомат», многие
и понятия не имеют о выдержке, диафрагме,
о чувствительности плёнки, о
её проявлении и печатания фотографий.
У Петровича вся кандейка была завалена мешками
с растворами для проявителя, закрепителя.
Все эти премудрые химикаты
и смеси он готовил сам, взвешивая
их компоненты на весах, соблюдая
до грамма дозировку и
до градуса – температуру.
Чуть ошибёшься –
и всё: снимок пропал навсегда.
А печать фотографий?
Это же целая наука, многочасовой процесс при свете красного фонаря
в фотолаборатории. Фотоувеличитель, ванночки
с проявителем, водой, закрепителем, таймер времени.
А сколько видов фотобумаги нужно было уметь использовать: бромпортрет, унибром, фотобром, матовая, картонная,
с подложкой, тонкая…
Но
в этой лаборатории рождались шедевры!
Я знал и видел, с какой требовательностью относился
к работе Александр Петрович и,
в первую очередь,
к себе. Всегда,
в любое время суток
он готов был ехать, идти, лететь
на съёмку. Ему был неприемлем вирус равнодушия
и безразличия, он сумел сохранить
в себе высокую нравственность.
Помню,
как-то сидел
в кабинете у ответственного секретаря газеты Зои Алексеевны Белошедовой,
что-то с ней обсуждали
из мной написанного. Потапов мелькнул
в открытых дверях кабинета.
Зоя Алексеевна:– Саша!
Надо сходить, съездить
в совхоз «Североуральский», сделать снимки.
Через две минуты вижу Петровича одетым,
с кофром на плече.Как-то захожу
в редакцию:– Петрович! Пошли
на вокзал: там наши «Капельки» приезжают
со всероссийского фестиваля, первое место заняли!
Ни слова
не говоря, надел плащ, кофр
с аппаратурой на плечо и пошли. А какие снимки сделал!
У него была постоянная потребность доносить правду людям, оставить
в судьбе горожан то, что
он видел и чувствовал. Тысячи снимков
за долгие годы. Тысячи людей
и сюжетов! Спускался
в шахты, залазил
на трубы котельной, летал
на вертолётах, ездил
на оленях, плавал по морю, ночевал
в заброшенных охотничьих избушках, облазил все местные горы, сплавлялся
по рекам.И,
конечно же, самым значимым событием
в культурной жизни города были, вне всякого сомнения, его фотовыставки. Десятки высокохудожественных работ!
Я знаю, сколько сил, времени, нервов, уходило
у него на этот адский труд!Но также знаю,
с какой благодарностью десятки, сотни посетителей его выставок смотрели эти снимки, узнавали себя, близких, соседей, родные и
до боли знакомые места,
и делали восторженные записи
в книге отзывов. Людская благодарность окрыляла его, вдохновляла
и звала к новым вершинам мастерства,
к новым выставкам.
Александр Петрович был наш, «буржуинский», – родился
на Высотинке. Даже как-то показывал
мне то место, где стоял
их дом.Высотинка, Высотинка,
В поле чистая тропинка…Сказать, что Потапов писал стихи – это ничего
не сказать. Его стихи – это высшая Поэзия. Поэзия высокого духа
и нравственности, где каждая строка – уже произведение.
Уважаемые читатели «Нашего слова»! Отложите дела, сходите
в библиотеку, возьмите почитать его поэму «Воля». Какой сюжет
и слог! Как написано! Мне довелось прочитать это
едва ли не первым. Я пришёл в редакцию, редактор Юрий Николаевич Сысуев говорит:
– Петрович поэму закончил, только что набрали. Хочешь прочитать?
Я на обед пойду, а
ты сиди, читай
на компьютере, листай
мышкой вниз.Никогда
я тот день
не забуду! Никогда!
Это был просто Космос! Спасибо тебе, Петрович!
Эта книга, тобою мне подаренная,
и сейчас лежит
у меня на письменном столе.
Как непроходящая память.
Как же щедро одарил тебя Господь!
Многое хотел Александр Петрович успеть сделать
в этой жизни. Многое сделал,
что-то не удалось. Не успел, к сожалению, закончить роман «Горные маки», отрывок
из которого опубликован
в четвёртом номере «СУПЧИКА»,
не успел напечатать десятки фотографий
со своих проявленных и
не проявленных фотоплёнок,
не успел поработать
с цветной фотографией, не
до конца освоил цифровой фотоаппарат, подаренный ему редакцией
в связи с выходом на пенсию.Тяжёлая неизлечимая болезнь,
от которой до сих пор нет лечения, забрала
от нас Александра Петровича
8 мая 2005 года.Друзья мои! Перед вами последний прижизненный снимок Александра Потапова.
Я сфотографировал его
в марте на лыжной прогулке на «Тропе здоровья». Меньше чем через два месяца его
не стало.Александр Петрович,
мы помним!
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.