![Они были первыми (рис.1) Они были первыми (рис.1)](http://sev-ural.info/mambots/content/highslide/thumb.php?src=/home/sev-info/www/images/stories/pic/2013/sev_pro/1.jpg&x=114&y=200&f=0)
Задолго
до прихода сюда русских территория была заселена вогулами. Ясачное население было поделено
на сотни: 1-я и
2-я Лялинские сотни располагались на
р. Ляле, юрты Сосьвинской находились
на реках Сосьве, Турье, Вагране, Лангуле
и Моче, юрты Лозьвинской сотни
на Лозьве и юрт косьвинских вогулов
на Косьве.Всего –
124 человек ясачного населения.
В дальнейшем были созданы две Лялинские, Косьвинская, Сосьвинская
и Лозьвинская ясачные волости.
Но человек мог переходить
из одной волости
в другую, мигрировать
в пределах Верхотурского уезда
и даже за пределы его.В «Крестоприводной книге Верхотурского уезда
1682 г.» у ясачных людей уже можно отметить появление фамилий, которые в
1800–1801 гг. зафиксированы
в исповедных росписях.
Это Денешкины, Моросковы, Анисимковы, Антипкины, Есаулковы. Всего
25 фамилий ясачных вогулов.
Первым русским поселением следует считать Лозьвинский городок, возникший в
1589 году на речном пути
из Чердыни через Вишеру
на Лозьву и Тавду. Он стал перевалочной базой
на пути в Сибирь.Гарнизон его состоял
из нескольких десятков стрельцов
и казаков, да
в зимнее время здесь скапливалось до
3000 человек временного населения.
С открытием более удобной Бабиновской дороги городок в
1598 году был оставлен, гарнизон переведен
в Верхотурье.Дальнейшее появление поселений было также связано
с транспортными путями.
Ведь знаменитая Бабиновская дорога проходила по территории современных Карпинского
и Новолялинского городских округов.
Уже в
1599 году на челобитную верхотурских торговых людей
в Верхотурье присылается грамота царя Бориса Годунова,
в которой говорится: «…И
нам бы их новых верхотурских жилецких людей пожаловати,
велеть бы им для зимнего пути
и судового ходу
на реке на Косве поставить дворы
и амбары для
их великия пути.
И велети бы той по Косве реке
от старые от зимние дороги, куды преж тово была вниз и по островам, и по берегам и по мелким речкам, которые
в Косву впали, сенными покосы
и рыбным и звериными ловлями
и всякими угодьи владети…».
В
1600 году верхотурские ямщики подают Борису Годунову челобитную, говоря
о том, что дорога
от Верхотурья до Соликамска дальняя, а корм для лошадей
с собой не повезешь, просят разрешения косить сено по дороге
на реках Кырье, Косьве
и Яйве. На что получили ответ, «сено косить
не помногу, по десяти копен меньших человеку, для своей нужи, а не
на продажу». Сама жизнь говорила
о том, что
на такой длинной дороге должны жить люди, которые
могли бы обеспечивать лошадей кормом.
Через
20 лет в «Дозорной книге
Ф. Тараканова» мы встречаем запись: «Да
в Верхотурском же уезде
на Сибирском волоку
на Косве реке двор, а
в нем живет Ивашко Зенков. Пашни нет, потому что Камень.
А сенных покосов
у него подле Косву реку и
на лугах, и
на Камени шестьсот копен.
А оброку он
с тех сенных покосов платит
на Верхотурье в государеву казну, по рублю
на год. А с вогуличи торгует
и зверь всякой ловит,
а пошлины на Верхотурье не дает, а емлют с него пошлины
у Соли Камской, что продает
у Соли. На том же Сибирском,
на половине, волоку
на Ростесе на Кырге реке двор, а
в нем живет Тренка да Первушка Усольцы.
А сенных покосов косят четыреста копен,
а оброку с тех сенных покосов нет».
Постепенно население
на Усольском волоку растет.
К 1652 году
в Ростесе строится церковь,
к приходу которой относятся деревни Косьва
и Кырья. По переписи Льва Поскочина в
1680 году здесь уже было
39 дворов и проживало 88 оброчных крестьян.
В начале XVIII века эта часть Верхотурского уезда вошла
в состав Соликамского. Только
в середине XX века эта территория войдет
в состав уже современной Свердловской области.
После уничтожения Лозьвинского городка хлебные
и другие припасы
в Пелым доставляли зимним путем
из Верхотурья на Кошай, находившийся на
р. Сосьве, ниже впадения
в нее р. Ляли. Для хранения припасов были построены амбары, при которых находился караул из
5–10 верхотурских стрельцов.
К весне строили суда,
на которых по большей воде припасы доставляли
в Пелым. Сюда же, на Кошай, в
1600 году из Тобольска для заведения соляного промысла был прислан пушкарь Ворошилка Власьев.
И хотя промысел просуществовал всего несколько лет,
но потомки тобольского пушкаря закрепились
на этом месте.![Они были первыми (рис.2) Они были первыми (рис.2)](http://sev-ural.info/mambots/content/highslide/thumb.php?src=/home/sev-info/www/images/stories/pic/2013/sev_pro/2.jpg&x=150&y=200&f=0)
В «Писцовой книге Верхотурского уезда
М. Тюхина 1624 г.» на Кошае записана деревня Дорошки (по всей видимости Ворошки),
в которой было два двора посадских людей – Васьки Ворошилова
и Ивашки Турыты.
Здесь же находилась
и деревня стрельца Тимошки Ворошилова.
Примерно
в это же время, наверное, впервые взор был обращен
на земли, находившиеся севернее Верхотурья. Так,
15 апреля 1623 года верхотурские вогульский толмач Данила Степанов сын Шавков
и ямской охотник Юрий Иванов сын Колода продают землю
и рыбную ловлю по
р. Ляле верхотурскому стрельцу Зиновию Никифорову.
Климатические условия, неблагоприятные для производства товарного хлеба,
не привлекали пашенных крестьян
к селению по рекам Ляле
и Сосьве. Поэтому эти места заселяют те, для кого сельское хозяйство
не являлось основным средством
к существованию – верхотурские стрельцы
и посадские люди.Особенно интенсивно процесс заселения рек Ляли
и Сосьвы проходил
во второй половине
XVII века, когда между ясачными вогулами
и стрельцами и посадскими составлялись закладные кабалы.
Они оформляли выдачу
в долг денег под залог земельных угодий,
в том числе пашенных земель, сенных покосов, гаревых
и дубровных мест, юртовых
и дворовых мест вогульских вотчин.
В основном деньги
не возвращались, и новыми хозяевами земель становились стрельцы
и посадские. Так 20 сентября
1653 года была оформлена закладная кабала Осипа Иевлева Мелентею
на часть деревни. Часть документа
не сохранилась, но можно предположить, что сделка состоялась между верхотурским посадским
и верхотурским стрелецким десятником Мелешкой Фоминым, основателем рода Мелентьевых (Мелехиных), живших в д. Мелехиной
на реке Ляле.В
том же году была оформлена закладная между ясачным вогулом Лялинской волости Иваном Калмановым
и верхотурским стрельцом Макаром Ивановым сыном Котельниковым
на пашенную землю
и сенной покос
на Лялинском карауле (ныне село Караульское).
Всё новые
и новые фамилии появляются
на реке Ляле,
в районе Лялинского караула.
В 1659 году были оформлены закладные между ясачным вогулом Лялинской волости Корой Борисковым
и верхотурским стрельцом Василием Сергеевым сыном Таскиным
на сенные покосы на
р. Ляле и Яковом Безсоновым сыном Гавриловым
с братьями на гаревое место на
р. Ляле.Упоминаемые даты
не являются основанием для утверждения, что это даты основания деревень
в районе, так как косвенные данные
в документах говорят
о том, что получавшие кабалы уже имели
в этих местах дворы
и пашни.В одной
из закладной за
1671 год на реке Ляле упоминается пахотная земля Митрофана Сидорова, которого,
на мой взгляд, следует отождествлять
с оброчным крестьянином Митрошкой Сидоровым, по переписи
А. Бернатцкого (1666 г.) жившего на «Ростесе и
на Кырье и
на Косве». Таким же образом были приобретены земли
на Ляле верхотурскими посадскими Белкиным, Бедриным, оброчным крестьянином Жернаковым.
Заселялось
и нижнее течение Ляли.
5 апреля 1661 года верхотурский стрелецкий сын Роман Степанов сын Ивакин продает свою деревню верхотурскому посадскому Денису Павлову «вниз пловучи,
на левой стороне, где бывали юрты Васки Ондрюшкина Кумычова».
А
15 октября Денис Павлов оформляет закладную кабалу
с ясачным вогулом Сосьвинской волости Василием Андреевым сыном Кумычевым и
на вторую половину его вотчины. Позднее деревня получает его имя – Денисова,
а сам он становится родоначальником Денисовых.
То же происходило и
на реке Сосьве.
18 января 1656 года была оформлена закладная кабала между верхотурским вогульским толмачом Яковом Даниловым сыном Шавковым (сын уже упомянутого Данилы Шавкова)
и верхотурским стрельцом Яковом Якимовым сыном Олферьевым
на деревню по реке Сосьве. Очевидно, по должности Шавкова деревня
и была названа Толмачевской.
В свою очередь Яков Олферьев стал основателем деревни Якимовой,
а его дети носили уже фамилию Якимовы.
![Они были первыми (рис.3) Они были первыми (рис.3)](http://sev-ural.info/mambots/content/highslide/thumb.php?src=/home/sev-info/www/images/stories/pic/2013/sev_pro/3.jpg&x=200&y=140&f=0)
В
1670 году уже Яков Олферьев оформляет закладную
на треть деревни Толмачевской
с верхотурским стрелецким сыном Романом Степановым сыном Вагиным.
С тем самым, который в
1661 году продал свою деревню
на реке Ляле Денису Павлову. Только тогда
он был зафиксирован
с фамилией Ивакин.
Роман Степанов Ивакин (Вагин) стал основателем деревни Романовой
и родоначальником Романовых.
8 июня 1686 года была оформлена закладная кабала между бывшим сотником ясачных вогул Сосьвинской волости Яковом Палкиным
и верхотурским посадским Игнатием Титовым сыном Поповым
на пашенные земли, сенные покосы, поскотины
и рыбные ловли по реке Сосьве.
К этому времени
у Игнатия уже была деревня
на Сосьве – Титова. Когда
во второй половине
XIX века здесь была открыта церковь, то село стало называться Семеновским.
Не остался в стороне от приобретения земель
на Сосьве и Верхотурский Николаевский монастырь.
По двум закладным
1687 года монастырь получил
от ясачных вогул Сосьвинской волости Козмера Катышкова
и Карпа Морозкова пашенные земли, сенные покосы
и рыбные ловли по реке Сосьве.
На монастырских землях
и появилась деревня Монастырская.
12 декабря
1689 года была оформлена закладная между новокрещённым оброчным крестьянином Василием Козминым
и косьвинским оброчным крестьянином Петром Федоровым сыном Коптяковым
с братом на часть вотчины по реке Лобве, которые
и основали здесь деревню Коптякову.
К
1680 году по переписи
Л. Поскочина здесь располагались
17 деревень, в которых было всего
29 дворов. В основном это были деревни-однодворки. Только
в трёх из них жили оброчные крестьяне.
И только в одной из них, Молвинской, жили крестьяне, платившие
хлебный оброк.Ко времени проведения первой ревизии, в
1719–1721 гг., количество деревень увеличилось незначительно.
Их стало 22.
А вот количество дворов увеличилось почти
в три раза, до 80.
В 16 из них жили оброчные крестьяне,
а остальные были казачьи, солдатские
и посадских людей. Население увеличивалось,
в основном, естественным путем.Казалось бы, бурное развитие металлургической промышленности
на Урале в первой половине
XVIII века не оставит в стороне и северную территорию.
И предпосылки для
этого были.На реке Ляле было найдено месторождение медной руды, и
в селе Караульском в
1723 году начинается строительство Лялинского медеплавильного завода, куда направляли крестьян
из различных слобод Верхотурского уезда.
Но рудные месторождения истощились, в
1744–1745 гг. завод был закрыт, население перевели
на Гороблагодатские заводы.
Если
в южной части Верхотурского уезда
в XVII веке население формировалось,
в основном, пашенными крестьянами, то
в северной части уезда – служилыми
и посадскими людьми,
и незначительно оброчными крестьянами.
И именно промышленное освоение стало основой второго этапа формирования населения этого региона:
за десять с небольшим лет были построены Петропавловский, Богословский, Николае-Павдинский заводы, открыты Турьинские рудники.
По исповедным росписям приходов, располагавшихся
на рассматриваемой территории в
1800–1801 гг., было зафиксировано
8712 жителей.Михаил БЕССОНОВ, историк-архивист.
Газета „Северная провинция“ № 14 (46), 16 апреля 2013 года.На снимках: 1. Вогул. 2. Посадский человек. 3. Стрельцы.
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.