Журнал народного творчества без политики (СУППЧиК), издаваемый Центральной городской библиотекой,
опубликовал в прошлом году в № 4 первые главы романа Александра Петровича Потапова «Горные маки».
«Жаворонок по природе своей,
он рано ложился
и рано вставал.
Он любил эти безмолвные минуты.
В зимнее утро, когда ещё тьма непроглядно густа или отбелена чистой
и полной луной,
он зажигал свою лампу над письменным столом,
и лист бумаги перед ним уже ждал его
первого слова.Он переосмысливал подробности ближайшего пережитого.
Это было прелюдией дня. Потом был день, и
в начале его надо было
забыть то вчерашнее, что тяготило, чтобы посмотреть
на мир легко
и просветлённо, делать всё несуетно и
в радость…»Это лишь штрих образа главного героя, намеченный автором.
Но это и сам автор.
Как писал Александр Петрович,
в сюжете – личная судьба, документ, конкретный Североуральск (Северогорск).
Мне он однажды сказал: «Вы все себя узнаете».
Имел в виду журналистов.
Мне посчастливилось работать
с ним, видеть его
в разных обстоятельствах. Строки сердечных откровений, выплеснутые
на чистый лист,— вот что такое,
на мой взгляд, неоконченный роман Александра Петровича Потапова.
И рождались они в те немногие утренние часы, когда ещё
не висела над ним неотвратимость ежедневной газетной обязательности. Когда можно было выложить
на чистый лист то, о чём болело сердце.
Здесь всё узнаваемо, всё родное, наше, уральское.
В ярких и чистых образах природы
и образах странного мира людей – мира светотени, как видел его фотохудожник
и писатель: «Даже шаг человека расколот
на чёрный и белый отрезок пути.
Как ход короля
и пешки. Чёрное – белое, чёрное – белое».
И почти детский восторг
от того, как вопреки надвигающемуся злу, хоть
что-то да свершилось!
Увлёкшись сюжетом, читатель, возможно, поначалу и
не заметит, насколько ярко, сочно, бережно
и трепетно рисует автор
всё то, что пережил сам,
к чему прикоснулся рукой
и сердцем. Но я уверен: он непременно вернётся
к началу, прочтёт ещё раз
и восхитится истинным мастерством художника слова
и его прозорливостью.
Он видел реальные события наших дней вокруг вскрытия недр Чёрной горы, хоть и
не дожил до них.Он поздно начал писать свою книгу, поздно решился
на этот кабальный труд. Уверен,
он закончил бы его
так же блестяще, как
и начал. Потому что Александр Петрович, как
и герой его романа, упорно шёл по крутизне, стремясь дойти
до самой первой капли, рождающей реку. Потому что он – художник
от Бога.«Художник жил
во мне почти неощутимо –
он призывал, он питал мою душу чистотой рассветов, молодым ликованием
и мудрой морщью старости. Инстинктивно
я следовал этому призыву, как воле подсознания, и
в этих тысячах кадров
я только теперь
открываю то, что заставило меня нажать
на спуск фотокамеры».
Это строки из работы «С фотокамерой по жизни».
Он родился
17 ноября 80 лет назад
в нашем районе,
в посёлке Высотинка. После окончания Исовского геолого-разведочного техникума
он работает подземным бурильщиком
в Красноярском крае. Потом была служба
в Армии.Мастер строительных работ, горный мастер, подземный проходчик, горнотехнический инспектор
и горный диспетчер рудника – вехи его горняцкой биографии
в Североуральске, за что он был награждён знаком «Шахтёрская слава».
Увлёкшись поэзией,
не бросил фото. Организовал
на руднике производственную киностудию.
Его первая поэма «Дорога молодости» прозвучала по областному радио.
Его фотоснимки и стихи печатают городская
и областная газеты.
Он дважды был
на плавбазе «Североуральск», участвовал
в областных фотовыставках.
С 1975 года,
с началом работы
в редакции газеты «Правды севера», фотография становится его профессией
до конца жизни..К 400-летию Верхотурья Потапов стал единственным автором поэтического фотоальманаха «Колокола», где опубликованы его поэмы «Верхотурская повесть», «Шахта»
и другие стихи, десятки фотографий.
В 1998 году его имя вошло
в справочник «Все фотографы России».
Тогда же читателями городской газеты
он был назван «Человеком года», а
на следующий год – «Журналистом года».
Тогда же он завершил работу над поэмой «Воля»
и начал работу над романом «Горные маки».
Его сердце остановилось
8 мая 2005 года. Он готовил свою очередную фотовыставку.
Отдав Североуральску
47 лет творческой жизни, Александр Петрович был неутомимым фотолетописцем его истории, природы, его замечательных людей. Поэтическим словом, словом журналиста
и фотокорреспондента он боролся за сохранение уральской природы,
за чистоту наших рек, поступков
и помыслов. Здесь нашел
он своё призвание
и свою любовь, создал семью, вырастил прекрасных детей.
Он самозабвенно любил наш суровый край, его стихи
о нём стали песнями.
Мы жили
с ним в том же времени, ходили по
тем же улицам
и лесным тропинкам, видели
те же закаты
и рассветы, но лишь он видел то, чего
не замечали мы.
Это великое окружающее нас многоцветие жизни, рассказать
о котором ТАК может лишь истинный художник
и тонко чувствующий человек. Такие люди – редкость.
И, наверное, это
не случайно. Они – как эндемики, как уральские горные маки, занесённые
в Красную книгу, которые ещё живут, вопреки всему.
Растопчет ли их наша неуёмная, всё пожирающая жажда потребления или заставит остановиться, оглянуться
и задуматься о будущем – вот
в чём вопрос, ответ
на который искал автор недописанного романа.
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.