В нашей национальной памяти коллективизация — это прежде всего раскулачивание, репрессии, голод.
Но не все так однозначно. Истоки коллективизации —
в тысячелетних социальных институтах; причины —
в событиях мирового,
не одного российского, масштаба; миссия — довершить начатое еще при царизме; последствия —
не только отрицательные.
Во-первых, можно сказать, что коллективизация была предопределена крестьянской общиной, существовавшей еще
на Руси и зафиксированной Русской правдой, сборником правовых норм
XI века. После отмены крепостного права в
1861 году уже
не помещик, а именно крестьянская община регулировала практически всю жизнь крестьянина
и его семьи.Будучи демократической организацией коллективного крестьянского самоуправления,
в то же время община «дружила»
с государством и помогала ему — как потом колхозы — держать крестьян
в повиновении. А выйти из общины было
и сложно, и опасно: ведь две трети российских земель —
в зоне рискованного земледелия,
и как тут обойтись без помощи соседей?
Во-вторых, коллективизация решала застарелые проблемы,
за которые еще в
1906 году взялся председатель Совета министров Петр Столыпин.
В то время
в Российской империи нарастают темпы промышленной революции.
Городам требуется все больше рабочих рук
и продовольствия. Но общины неохотно выпускают крестьян
в города, а сами работают по старинке, вручную и
на лошадях, игнорируя передовые агрономические технологии
и технику, производят почти ровно столько, чтобы прокормить самих себя,
и лишь немного —
на продажу.Столыпин разрешает свободный выход
из общины и вводит частную собственность
на землю, подталкивает крестьян
к созданию единоличных хозяйств, ведет Россию по американскому, фермерскому пути. Государство вкладывается
в просвещение крестьянства, помогает ему приобретать новые земли, переселяться
за Урал, покупать современные механизмы…
Однако из
15 млн домохозяйств общины покинули только
3 млн, из них хорошие результаты
на земле получало лишь каждое десятое домохозяйство — там, где для этого были благоприятные климатические условия. Сказался крестьянский консерватизм, страхи,
а главное — гибель Столыпина в
1911 году от руки террориста, Первая мировая война, революции, гражданская…
О корнях, сути
и значении сталинской коллективизации рассказывает Геннадий Корнилов, заведующий Центром экономической истории Института истории
и археологии Уральского отделения РАН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель
науки РФ.Коллективизацию предопределили крестьянские мечты В ходе революции
1917 года и гражданской войны крестьянство
в основной своей массе поддержало большевиков.
Дело в том, что
с отменой крепостного права размер выделенных крестьянам земельных участков уменьшился (эта разница называлась крестьянами «отрезками»), зато помещичье землевладение
не затронули: помещики были опорой самодержавия,
и реформы Александра
II не могли задевать
их интересы.И главное требование крестьян перед революцией
1905 года: верните нам отрезки! Кадеты, например, настаивали
на том, чтобы крестьяне выкупали помещичью землю.
А большевики, у которых была довольно слабая земельная программа, подхватили лозунг эсеров «свободный труд
на свободной земле», означавший: земля принадлежит тем, кто
на ней работает.
Это было многовековой мечтой крестьянства,
за это велись все крестьянские войны. Неудивительно, что в
1917 году и
в последовавшей Гражданской войне
за большевиками крестьяне
и пошли.Сразу
в ходе Октябрьского переворота
II Всероссийский съезд Советов принимает «Декрет
о земле», написанный Владимиром Ильичом Лениным.
По этому декрету частная собственность
на землю ликвидировалась, вся земля изымалась
в пользу государства
и закреплялась за местными крестьянскими советами.
В январе
1918 года принимается закон, по которому местные власти безвозмездно распределяют землю согласно решениям собраний крестьян,
в соответствии с потребительской нормой.
То есть фактически происходит возрождение сельского схода, коллективизма, общинности.
Землю делили между семьями или по числу едоков, или по числу мужчин, то есть трудоспособной рабочей силы.
С 1924 года, только
в условиях новой экономической политики, НЭПа, была разрешена аренда земли
и сезонный наем батраков. Результат: достаточно быстро, к
1925 году, был восстановлен довоенный объем посевных площадей.
В 1920-е годы ученые
и политики раннесоветского периода,
в первую очередь Александр Васильевич Чаянов, Николай Иванович Бухарин (Бухарин выступал
за снижение темпов индустриализации, отказ
от раскулачивания и «ударной» коллективизации,
за свободный рынок зерна — прим. ред.), предполагали, что
со временем крестьянские хозяйства как экономическая форма перейдут
от индивидуальной обработки земли
к совместной, кооперирование поможет выбрать специализацию хозяйства (растениеводство или животноводство), кооперативы будут совместно реализовывать продукты
своего труда.Таким образом, деревня, по
их замыслу, становилась бы стержнем будущего: предлагалась альтернативная капиталистической аграрная модернизация — интеграция крестьянских масс
в хозяйство, общество
и политику современного типа.
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.