С некоторым опозданием увидел ролик, что стал гулять по интернету сразу после определения главного кандидата на президентское кресло. В нем, судя по всему, на улицах Москвы, автор спрашивает у людей разного возраста, пола и национальности: что в России, на их взгляд, плохо? И они бойко и разнообразно перечисляют то, что им не нравится. Потом тем же людям задается еще один вопрос: «А за Путина будете голосовать?» И они дружно и уверенно отвечают «да», подчеркивая, что ему доверяют, что он много сделал и что другого кандидата не видят.
Меня – и
я уже об этом писал – как
и автора ролика, удивляет этот как будто парадокс: недовольны все
и почти всем,
но голосуют за человека, олицетворяющего власть. Допускаю, что для
кого-то главную роль играет пиар
и личная харизма премьер-президента, что люди, тем самым, разделяют жизнь
в телевизоре и вокруг себя.
Но есть и более глубокие причины.
Когда
я поставил этот ролик
у себя в ЖЖ, среди комментариев получил
и такой: «Мы все подданные,
а многие и верноподданные». Я спросил автора этого почти слогана, как его понимать –
мы все подданные его императорского величества, то есть Россия
по-прежнему монархическая страна,
и тот, кто
во главе государства, автоматически «коронуется» населением?
Или он имел в виду, что
мы все – подданные,
а патриоты – верноподданные? «Ну да, патриоты – верноподданные», – получил я
в ответ. «А монарх вовсе
не необязателен, более того,
и царь бывает «ненастоящий».
А подданство оно по отношению
к земле, отечеству».
Диалог продолжился.
Я ответил: «Может быть,
не столько к земле и отечеству, сколько
к верховной власти.
И даже, более того –
к символу власти? Уважение
к престолу даже большее, чем уважение
к тому, кто
на нем восседает.
Это еще традиция Золотой Орды
и Византии». «Можно сказать, и
«к престолу»», – ответил мой оппонент. «И противоречия тут нет: отечество, как
ни крути, вещь
в себе и прямо свою волю выразить
не может. Что же касается Золотой Орды
и Византии, так
мы продолжатели и правопреемники и тех, и тех, и это наша традиция».
Я поблагодарил
за ответы и задал еще вопросы:
а вот всегда ли традиции хороши?
И может быть, дурные традиции надо или
хотя бы можно попробовать поменять?
Или же все достаточно фатально,
и вообще пусть каждый народ будет такой, каким является –
в подобном разнообразии
и миру будет интереснее?
Эти вопросы вызвали
у моего собеседника затруднение. Потом
он написал: «Изменения –
не самоцель и должны быть
с учётом почвы.
И главное, должен быть верный приоритет, цель.
И уж точно выборы сами по себе целью никак быть
не могут».Здесь уже
чего-то не понял я. Но,
в общем, всегда догадывался, что дело в «почве»,
и иррационального здесь больше, чем рефлексивного.
Я знаю, как многие
не любят слово «менталитет», считая его
столь же лукавым, как
и подсознание Фрейда. Переводят его
по-разному: умонастроение, склад ума, образ мыслей, общая духовная настроенность, видение мира.
Это слово в начале века, по всей видимости,
из этнологии в более широкое употребление ввел Марсель Пруст.
Сам он думал, что оно
не приживется – ошибся.
Возможно, менталитет – это как раз
и есть то, что объединяет большинство. Сознательно или неосознанно. Менталитет, как считают некоторые ученые, выражает внеиндивидуальную составляющую личности, своего рода «обратную сторону» человеческого сознания, которая
во многом скрыта
от человека и им
не отрефлексирована.И когда ненавистники Фрейда
и критики антропологического взгляда
на историю говорят: нет ментальности,
мы все разные – северяне
и южане, сибиряки
и жители Ставрополья, хочется согласиться только
в том, что, безусловно, есть этнические
и религиозно-культурные различия, есть разница
в темпераменте, обычаях.
Но в чем-то электорально-базовом мы, живущие
на территории Российской Федерации, одинаковы.
И это базовое
и составляет наш менталитет – проще говоря, привычную психологию мышления
и поведения. Он – не «врожденный»,
но сформировался под влиянием особенностей нашей длительной истории, традиций, географического положения.
Понятие это, возможно,
не строго научное,
а своего рода «облачное» – то менталитет есть,
а то его нет.
Но именно он, если угодно – как совокупность стандартных качеств
и реакций, – лежит
в основе некоего усредненного российского характера. Нравится это людям
с искаженной, «неправильной» ментальностью или нет.
Хотя если и
их тщательно поскрести…
Когда,
к примеру, один человек обзывает другого «совком», чаще всего выясняется, что «совки» – оба.
АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН.
Ежедневный Журнал, 26 ОКТЯБРЯ 2011 г.
Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
— ненормативной лексики
— личных оскорблений или негативных высказываний в адрес других посетителей сайта или иных лиц
— личной переписки, не имеющей отношения к обсуждаемому материалу (для этого есть сервис онлайн-дневников)
— ссылок на какие-либо, не относящиеся к теме обсуждаемой публикации, страницы в интернете
— рекламы товаров или услуг, адресов или телефонов и т.п.
— призывы к насилию, в том числе к насильственному свержению режима
Администрация сайта оставляет за собой право удалять любые сообщения с сайта без объяснения причин.
Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
Мнение автора сообщения может не совпадать с мнением администрации.
Посетители, которые используют возможность делать комментарии на нашем ресурсе в целях троллинга, будут подвергаться особому вниманию по части используемых IP-адресов.