Общий > «ТАИР – «Северный Урал»

Коммунальный сектор - проблемы и решения

(1/11) > >>

Георгий Уралов:
       Эту тему мы уже начали обсуждать раньше и поэтому я не буду повторяться в том, что уже пройдено. Все, что было важно сказать по жилищно-коммунальному комплексу, какие изменения произойдут в нем с приходом проекта "ТАИР - "Северный Урал", я выбрал и помещу в первой очень большой статье.
       Далее начнем общаться более лаконично и предметно, т.к. большинство аудитории явно интересует пока не будущее а настоящее.
       В комуналке есть большие проблемы и большинство из них только кажутся неразрешимыми. Вот на это я бы и хотел направить разговор данной темы.
       "ТАИР" - это интересно и перспективно, но можно ли что-то улучшать и преобразовывать к лучшему в жилищно коммунальном комплексе уже сейчас? Я уверенно говорю, что можно!
       Вот об этом и надо поговорить, т.к. надо уже сейчас готовить коммунальную сферу 5-ти городских округов к модернизации. Иначе никакому инвестору российская коммуналка не интересна. Что же надо серьезному зарубежному инвестору в нашей коммуналке? Поговорим?
       Но сначало о том, что прошли, чтобы не ходить по кругу. 

Георгий Уралов:
     Начало разговора о коммуналке, в разделе "Обсудим на сайте"...

     Итак, начинаем с направления «Модернизация существующей и развитие современной коммунальной инфраструктуры ТАИР»….
     Каждому городу Северного Урала требуется модернизация коммунальных систем, к которым относится вся инженерия, находящаяся в пределах границ населенных пунктов, включая внутренние дороги и элементы благоустройства. Это бесспорно и мои оппоненты пытаются сказать, что исходя из этого ничего нового я не предлагаю, занимаюсь популизмом. Оставим это на их совести и продолжим по теме. Если это вещи очевидные и бесспорные, то почему они нигде не делаются? Почему «коммунальная сфера» повсеместно в России в ужасном состоянии, а «коммунальная тема» самая острая и для населения, и для власти? Все просто. Населению живется стабильно некомфортно и затратно, а власти – стабильно (лично) доходно, но постоянно приходится оправдываться, т.к. «надавить» на тех, «кто обязан», невозможно, очень высока вероятность лишиться «кресла благополучия».
       В «коммуналке» России ежегодно собирается бюджет, сопоставимый с главным бюджетом страны. Триллионы! Большую часть забирают энергомонополисты, завысив свои псевдо-расходы в 3-4 раза, меньшую часть – так называемые «Управляющие компании», задача которых не коммунальное хозяйство содержать, а содержать себя и покровителей. Все вместе эти «коммунальные вампиры» коррумпируют щедро высоких лоббистов, издающих законы и правила, которые и препятствуют настоящей модернизации и развитию современного жилищно-коммунального комплекса России. В этом порочном кругу всем довольно сытно, поскольку теперь и объяснять даже никому не надо из-за чего ежегодно поднимаются тарифы ЖКХ,  обязательно, аж 2 раза в год. Это населению не возможно доказать (т.к. никто и слушать не собирается), что доходы его хотя бы раз в году должны индексироваться на величину инфляции, хотя бы, прожиточный минимум, пенсии и пособия. Но это мое лирическое отступление, наболевшее. Двигаемся дальше.
     Что же такое МОДЕРНИЗАЦИЯ «коммуналки», а что же является  РАЗВИТИЕМ и почему я эти понятия разделяю? Коротко можно сказать, что МОДЕРНИЗАЦИЯ, это когда все существующие старые (отслужившие свой срок и неэффективные) инженерные системы, оборудование, элементы благоустройства должны быть капитально отремонтированы, заменены, усовершенствованы, приведены в состояние, когда еще смогут качественно и эффективно работать в течение длительного гарантийного срока, без капитальных ремонтов (оборудование 5-15 лет, системы 15-30 лет).
      Что же тогда мы будем называть РАЗВИТИЕМ «коммуналки»? Развитие – это внедрение совершенно нового оборудования и систем на новых объектах развивающегося жилищно-коммунального хозяйства, коммунальные инновационные системы новых территорий, системы и объекты, связывающие жилищно-коммунальные комплексы, придающие им новые свойства, значительно повышающие показатели энергоэффективности, ресурсосбережения, социального комфорта, надежности и гарантийных сроков службы.
      Так почему же модернизацию и развитие коммунальных систем надо разделять и в чем, собственно, это разделение должно выражаться? Никогда не задумывались, почему в совершенно новых микрорайонах такие же как у всех высокие тарифы, в том числе «на обслуживание и ремонты», хотя там ведь все новое и должно уже устанавливаться более эффективное, более удобное и дешевое в обслуживании, там и подъезды еще чистые, благоустройство в порядке? Не задавайте этот вопрос коммунальщикам – это их (или их хозяев) дармовой хлеб, который, они считают, что никто не замечает. На эти деньги доделываются недоделки строителей, развиваются и «жируют» энергоснабжающие монополисты и Управляющие компании, до тех пор, пока ускоренными темпами практически необслуживаемый «новый микрорайон» не перейдет в статус «стабильно аварийного». Коммунальные системы такого района, при таком псевдо-обслуживании, не выработав гарантийного срока требуют капремонтов и модернизации. И это снова выгодно «коммунальщикам». Государство стабильно увеличивает тарифы на «услуги ЖКХ», поощряя разгильдяйство, воровство и коррупцию в коммунальном секторе экономики, регламентируя это безобразие специальными формулярами, техническими регламентами и предписаниями.
      Покончить хотя бы с этим пороком можно, переведя новые микрорайоны и новые коммунальные системы просто в отдельный статус "новых" и введя по ним специальные стандарты на совершенно новое коммунальное оборудование, которое уже вводиться должно таким, чтобы не менее чем вдвое сокращало эксплуатационные затраты. Необходимо также новые локальные котельные и теплопункты с новейшим оборудованием переводить на пониженные тарифы (в 2-3 раза ниже), т.к. реальная себестоимость их тепла и горячей воды в 5-10 раз ниже (по применяемым новым технологиям). Но учитывая необходимость окупаемости инвестиций, надо отрегулировать разумно тариф, с учетом обеспечения периода окупаемости. А потом, по логике, еще должно быть снижение тарифов.
        Где все это возможно? Только в концессионных договорах и в контрактах жизненного цикла (КЖЦ), с помощью которых и проводится во всем развитом мире модернизация систем ЖКХ, внедряются самые новейшие и самые эффективные технологии. Это выгодно всем, кроме тех кто использует ЖКК для воровства.

Продолжение разговора №1

       Так что же такое «Контракт жизненного цикла», который способен коренным образом изменить ситуацию к лучшему в коммунальной сфере (и не только)? Я должен сказать Вам об этом не академическим языком, а коротко и ясно, как говорят в народе. А народ понимает в основном все на ярких примерах из его же жизни. Вот и я приведу такой пример, который сложно не понять.
       Начну с известной, непобедимой и уже набившей оскомину прописной истины, пощечины для многоуровневой российской власти: «В России две беды – дураки и дороги». Чиновники иногда хорохорятся, освоив где-нибудь на видном месте бюджетный кусок и показав 5-10 км новой дороги: «Смотрите, с одной бедой мы уже начали справляться, значит и не совсем дураки, вроде!» Вот именно, вроде, т.к. через пять-семь лет просто в России еще на один участок в 5-10 км станет больше разбитых, некачественно сделанных дорог.
       Уникальность процесса строительства дорог в России заключается в том, что на него не могут никаким образом повлиять самые современные дорожные технологии, самые современные дорожные материалы, проверенные многократно во всех климатических поясах земного шара, самые лучшие специалисты-дорожники. Просто все это совершенно не важно для процесса строительства дорог в России, т.к. в нем есть вполне определенные стадии и РЕГЛАМЕНТ ОСВОЕНИЯ ДОРОЖНОГО БЮДЖЕТА:
           - Планирование средств на строительство новых дорог никак не связано с потребностью в этих дорогах и с приоритетами развития дорог, совершенно не согласовывается с развитием производственно-экономического потенциала страны – просто определяется процент от бюджета на дорожное строительство;
           - Весь «дорожный бюджет» распределяется на самых "честных и справедливых" конкурсах специализированных министерств и ведомств, а потому попадает только к «своим», которые обязаны:
                      - «Откатить» («вернуть взад» - народн.) 40% (устарело), а чаще до 60% средств чиновникам, через выигравших конкурс;
                      - Заказать (как генподрядчик) проектно-сметную документацию, «откатив» себе от стоимости проектных работ до 50%;
                     - Раздать оставшиеся средства «своим» субподрядчикам за небольшие откаты 10-20% от оставшейся суммы.
                     - Субподрядчики от полученных средств «минимизируют затраты», закупая материалы подешевле, привлекая неквалифицированную рабочую силу, арендуя старую технику, умудряясь и с этого «извлечь на хорошую жизнь» еще и свои 30% от остатка.
       Что получается построить из 15 – 25% от первоначально выделенных средств, по тому мы и ездим, и ходим, из того и произрастают ноги всепожирающего «дырочного ремонта дорог».
       Кто-то может мне возразить, что этих средств даже на плохую дорогу не хватит. А какие средства Вы имеете ввиду? Когда «откатывали» 40%, то и официальная стоимость одного километра четырехполосной дороги была около 100,0 млн.руб. (это я цифру для показательного расчета принял). Т.е. оставалось после всех откатов и воровства еще 15-25 млн. руб., чтобы хоть какую-то дорогу построить, которая года 3 продержится. Когда стали «откатывать» до 60%, процесс плохого строительства не пострадал. Ему те же 15-25 млн.руб/км и остались, т.к. «распиловщики» при власти просто сметную цену километра дорог пересмотрели и подняли до 140-150 млн.руб. Бюджет то в их руках, как и депутаты, которые следят за ним (за своей долей). «Бюджет, как дойная корова - дои её, пока не сдохнет», - как гласит народная поговорка.
        К чему я все это? А чтоб ярче было сравнение и четче понимание «контракта жизненного цикла», если с его помощью строится дорога:
         1.   По «контракту жизненного цикла» (КЖЦ) строится дорога (или любой другой объект), только когда понятен весь механизм окупаемости, т.е. точно определена  нужность объекта для конкретного Заказчика (государства, региона, муниципалитета, предприятия и проч.);
         2.   На объект, который строится по  КЖЦ "живых" денег до строительства Заказчик (бюджет) не выделяет, а только проводит конкурс по цене и срокам, обязуется (выдает гарантии) обеспечить возврат затраченных средств только после полного завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию. (Дорога строится на свои или привлеченные деньги Исполнителя, который у себя воровать не будет);
         3.   Заказчик после сдачи объекта возвращает Исполнителю деньги по графику и в составе:
         - В течении гарантийного срока службы объекта (5-15 лет) всю согласованную по конкурсу сметную стоимость (с включенной в смету рентабельностью Исполнителя);
         - Выплачивает по графику ежегодно средства на эксплуатацию объекта за все время до окончания его жизненного цикла, (полная аммортизация и нормативный срок службы объекта).
        4.   По «Контракту жизненного цикла» Исполнитель:
        - Осуществляет (или организует) самостоятельно качественное проектирование;
        - Подбирает самые качественные технологии, материалы, технику, специалистов, добросовестных подрядчиков;
        - Осуществляет качественное строительство;
        - Осуществляет качественную эксплуатацию дороги (или другого объекта).   
       
        Исполнитель принимает на себя полную ответственность за объект на протяжении всего жизненного цикла: от проектирования до окончания нормативного срока службы. Все огрехи проектирования, неправильно или недобросовестного подбора технологий, материалов (например не по климату, как модно в России объяснять растрескивание дорог) просто ведут к дополнительным тратам Исполнителя только из своего кармана. Деньги из бюджета Исполнителю возмещают только на ранее согласованные его затраты по строительству и на качественную эксплуатацию, где учтена, естественно, только его разумная прибыль. Воровать и "откатывать" просто нечего, разве что в убыток себе.
       Вот, собственно, и все различие между «строительством по российски» дорог, домов, коммунальных объектов и «Контрактами жизненного цикла», которое понятно даже ребенку. В одном случае строго регламентированная ответственность за качество, прямая стимуляция поиска самых качественных решений и технологий, а с другой стороны банальная цель чиновников своровать как можно больше, строить что попало и где попало, лишь бы в личный карман больше попало.
        Контракты жизненного цикла мы будем применять обязательно при строительстве дорог, вводе самых современных коммунальных систем на вновь осваиваемых территориях, в новых комфортных микрорайонах.
        При модернизации существующих коммунальных систем тоже можно применять контракты жизненного цикла, но ни один иностранный инвестор никогда не согласится такой КЖЦ в России финансировать, если Исполнителю, которому доверяет Инвестор не будет переданы старые системы, подлежащие модернизации, в концессию (т.е. в доверительное управление, без передачи права собственности) на весь срок  «жизненного цикла» (от 15 до 30 лет).
        Я думаю, что ни одна ныне  существующая российская Управляющая компания не вызовет доверия у иностранного Инвестора, а потому им придется или жестко выполнять его условия Инвестора, или освободить от своего присутствия целые жилые районы, коммунальные системы и объекты, не выдержав по настоящему здоровой конкуренции совершенно новых управляющих компаний, работающих под жестким контролем Инвестора. Если и действующие УК возьмут на подряд, то им придется научиться работать качественно и забыть про воровство. ….
        КЖЦ – один из действенных механизмов модернизации и развития коммунального сектора «ТАИР – «Северный Урал» и мы его обязательно будем применять в своем проекте….
        И еще, о КЖЦ, и концессии в жилищно-коммунальном комплексе. Российские чиновники, их апологеты юристы и экономисты остерегают от передачи в концессию коммунальных систем иностранным компаниям, говоря, что те население точно задушат тарифами окончательно. Глупость несусветная. В концессионном соглашении иностранцы обязательно напишут, что в своей расчетной системе окупаемости будут применять всегда  тариф ниже существующего в России на данной местности не менее чем на 10%. На самом деле, внедряя самые современные системы и оборудование они готовы снижать "российские тарифы" сразу вдвое и постоянно, четко контролируя реальные затраты и свою доходность (окупаемость затраченных средств), растянутую на длительный срок концессии. Другое дело, что российские чиновники всеми путями будут стараться не дать иностранцам снижать тарифы на коммуналку, чтобы не выглядеть на их фоне откровенными ... (придумайте сами).

Продолжение разговора №2

        Периодически я буду подводить итоги и напоминать основное, чтобы не возвращаться к уже сказанному

     Итак: 1. Развивающейся территории нужен масштаб преобразований и инвестиций;
               2. Только инвестиции не в отдельные предприятия и в отдельные звенья инфраструктуры, а в единую социально-экономическую систему территории дадут   максимальный позитивный эффект комплексного развития, гарантированно вернутся и принесут доход.
               3. Для модернизации и развития коммунальной инфраструктуры более эффективно выделять не «живые» бюджетные деньги Исполнителю, а оформлять в рамках «Контрактов жизненного цикла», «Концессионных соглашений» бюджетные гарантии (необходимого уровня) и, возможно, минимальное софинансирование со стороны непосредственного Заказчика объектов инфраструктуры.
               4. В «Контрактах жизненного цикла» и в «Концессионных соглашениях» необходимо четко прописывать долгосрочную тарифную политику, которая должна быть значительно выгодней потребителю (населению, бюджету), чем существующая на данной территории. Все источники окупаемости инвестиций и экономические модели образования дохода от эксплуатации инфраструктурных объектов, созданных по КЖЦ, должны быть открыты, затраты на эксплуатацию структурированы, обоснованы и доступны для контроля любого потребителя и Заказчика….

       Конечно, наше с Вами понимание выгоды КЖЦ и КС не уникально, т.к. эти механизмы известны давно и многим, но в России применение их пока ограничено и незначительно.
       Существует совершенно глупое обоснование «приближенных ко двору» экономистов и юристов, что «Контракты жизненного цикла» применимы только на крупных объектах типа магистрали «Москва – Санкт-Петербург», где в качестве оператора (Исполнителя) обязательно должна выступать какая-то государственная корпорация. Но тогда теряется весь смысл КЖЦ, вся его эффективность, а остается то же самое воровство, некий внутренний междусобойчик «распила».  Откатить, распилить и построить, как попало - это  все получается, а вот взять себе на гарантию на весь «жизненный цикл объекта», что спроектировали кое-как и построили, лишь бы отчитаться – уже не срастается. Вот и придумывают вместо КЖЦ некое ГЧП (государственно-частное партнерство) по мутной и запутанной схеме, где до сих пор и сами разобраться не могут. Хотя и государственно-частное партнерство в многообразных формах в мире работает успешно, а КЖЦ – одна из его форм.
        Существует такое же глупое обоснование тех же придворных лиц, что концессия иностранных компаний в сфере ЖКХ приведет к порабощению населения иностранцами. Глупей утверждение трудно придумать, т.к. система коммунального хозяйства в России не только узаконила уже рабство и бесправие всего населения, но и продолжает постоянно затягивать долговую коммунальную удавку на его шее, не осознавая всех пагубных последствий. И никто не скажет сегодня, когда закончится этот узаконенный беспредел. А любой «Контракт жизненного цикла» на 20-30 лет четко определяет правила и согласует их с динамикой изменения платежеспособности потребителей. Иностранный «концессионер» или «управляющий» КЖЦ  нанимает и обучает специалистов и подрядчиков непосредственно на территории, ставит их в условия, когда от качества работы и оказания услуг потребителю зависит благополучие специалиста ЖКХ, воровать, естественно, не дает, т.к. это его личный карман, а не государственный, что в России понимается, как «ничей». Вот собственно и все «ужасы от иностранцев в ЖКХ».   
      Достаточно об этом. Если что осталось непонятно, задавайте вопросы.

Продолжение разговора №3
 
       Я обещал пофантазировать, показать, какие изменения в коммунальной инфраструктуре городов Северного Урала я бы лично спланировал и реализовал (в проекте «ТАИР»), руководствуясь стратегическими соображениями, опираясь на имеющиеся ресурсы, существующую топологию расположения населенных пунктов по территории. Но, на самом деле, это далеко не фантазии, в чем Вы сами убедитесь.
       Сразу хочу расставить все точки над «i», объяснив исходные условия с которых мы будем стартовать и к чему мы будем идти. Это очень важно. Прошу быть внимательными и если будут появляться какие сомнения, не стесняясь высказывать мне их. Я могу что-то сказать непонятное Вам и готов разъяснить все, до полного понимания.
     Естественно, у Вас могут быть различные «а если…». Давайте будем не экспертировать и не критиковать мои слова, а попытаемся вникнуть в суть моих рассуждений и предложений, попытаемся рассуждать вместе.
     Генри Форд сказал, что если бы он начал все сначала, создавая свое «большое автомобильное дело», то не подпустил бы к нему ни одного «эксперта», которые всегда точно знают «почему невозможно сделать то или иное…», тормозя прогресс, убивая творчество, мешая настоящему развитию. Я с ним полностью согласен и приглашаю Вас не к экспертизе моих слов и предложений, а к творческому процессу, обсуждению будущего, которое не просто возможно, а оно уже живет в разных странах, разными частями, формами, механизмами.
      Мой вариант – это именно моя модель, формируемая на основе изученного мной зарубежного опыта, некоторой практики работы в Департаменте ЖКХ (Сургут), практике работы с коммунальной компанией Вивенди (Франция) по Московской области, на основе собственных инженерных и экономических знаний, аналитических способностей, просто своего жизненного опыта. Я не боюсь об этом говорить, потому, что не боюсь ошибаться, не боюсь идти путем не хоженым, не боюсь получать острую критику и даже откровенную обструкцию. Все новое должно уметь пробивать себе дорогу, обязательно должно уметь защищаться, уметь доказывать, уметь принимать разумные аргументы и уметь, в конце концов, идти к цели, вбирая все разумное. Беспрепятственный полет рассла***ет и ведет в пропасть.

      Итак, начальные условия создания и развития «коммунального кластера» проекта «ТАИР – Северный Урал»:
        1.   Каждый городской округ «ТАИР» уже имеет свою сложившуюся систему ЖКХ, которая:
                       •   Имеет крайне изношенный жилой фонд и его инженерные коммуникации, обслуживаемые некачественно, безответственно, абсолютно не адекватно средствам, собираемым с жильцов;
                       •   Имеет крайне изношенный широкий спектр социальных объектов с инженерной инфраструктурой, обслуживаемые «по остаточному принципу» из-за постоянного «недофинансирования» из дефицитного бюджета ГО, или из кармана собственника-временщика, думающего только о своей выгоде и готового всегда продать запущенный социальный объект или «коммерциализировать», лишив город еще какого-то социального комфорта;
                       •   Имеет неприглядные (на 80%) придомовые территории, которые должны быть обустроены по определенным стандартам благоустройства, насыщены малыми формами для детей и взрослых, иметь культурные посадки и газоны, обслуживаться крулогодично;
                       • Имеет обширные территории общего пользования, в границах населенных пунктов ГО, которые обязан благоустраивать и содержать в надлежащем порядке, но не в состоянии это делать качественно, ни финансово, ни организационно;
                       •   Имеет сеть внутригородских и внутрипоселковых дорог крайне низкого качества, изношенных и требующих замены или капитального ремонта (на 95%);
                       •   Имеет возможность частичного бюджетного субсидирования и целевого финансирования некоторой части расходов по ЖКХ ГО;
                       • Имеет несколько «Управляющих компаний», собирающих коммунальные платежи с жильцов, выполняющих обязанности по эксплуатации, ремонту и диспетчерскому сопровождению жилого фонда и прилегающих к нему территорий крайне непрофессионально, некачественно, безответственно и дорого;
                       •   Имеет весь спектр инженерных коммунальных систем и объектов (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, дренажные и очистные системы, газоснабжение), с жирующими «энергоснабжающими организациями», которым совершенно не выгодно обновлять изношенные системы, доход которых тем больше, чем больше расходов можно списать на потребителей. Тарифы этих организаций растут планово, раз в пол-года, не смотря на низкое (неконтролируемое) качество предоставляемых услуг. Все «утечки», аварии и «износ» заложены в тариф населения, как и приписки дополнительных объемов, которым теперь и индивидуальные счетчики не страшны;
                       •   Имеет до 90% собственников жилого фонда, недовольных работой «коммунальщиков», коммунальными тарифами, постоянным ростом тарифов и ухудшением качества обслуживания, но ничего не предпринимающих и не способных к самоорганизации, к профессиональному коллективному самоуправлению своей собственностью.
         2.   Городские округи «ТАИР» совершенно не соприкасаются своими жилищно-коммунальными комплексами ни технологически, ни организационно, стыкуясь только едиными транспортными связями на границах территорий (автодороги, ж/д);
         3.   Городские округи «ТАИР» не имеют общей конкурентной среды в сфере ЖКХ, ни в части технологий, ни в части сервиса;
         4.   Программа «ТАИР – Северный Урал» начинается с проектирования совершенно новых территорий каждого городского округа, управление развитием которых будет осуществляться из единого центра компетенции.

        Все, что изложено в первых трех пунктах Вы знаете и без меня.
        Что означает п.4 – это и есть то, что я Вам должен доступно объяснить.
        Все, что было сказано в пп.1-3 и о чем я рассказывал раньше в «коммунальной теме», не должно переносить негатив в новую, создаваемую систему «ТАИР». Более того, создаваемая система «ТАИР», развиваясь на первом этапе практически автономно, должна впоследствии избавить «старую систему ЖКХ» от системных пороков, втянуть ее в новый миропорядок, в совершенно иную ценностную систему координат, в которой ничего особенного нет, кроме открытости, честного расчета, профессионализма, качества и комфорта. Такова стратегическая линия развития «Коммунального кластера «ТАИР – «Северный Урал».
          А теперь, пока тезисно, основные особенности и механизмы коммунальной системы «ТАИР», которые позволят выдерживать стратегическое направление и вести к намеченной цели, не смотря на те порядки, которые существуют вокруг.
         1.   Управление развитием (финансами) новых территорий «ТАИР» будет осуществляться единой Управляющей компанией «ТАИР – «Северный Урал», которая:
                       •   Будет являться (Инвестором-Заказчиком) единственным распорядителем частных инвестиций (от 70 до 100%) в строительство объектов жилого фонда и инженерной инфраструктуры новых территорий (гарантия против «откатов» и воровства, полная ответственность за эффективность затрат);
                       •   Будет,  единственным распорядителем подрядов на строительство домов и инфраструктуры, единственным центром (свой Технический Заказчик), определяющим условия проектирования, строительства и сдачи объектов, выбирающим инженерные системы, технологии, проекты благоустройства и т.д. (Гарантия против некачественного строительства, против использования некачественных материалов и технологического оборудования, против сдачи объектов с недоделками, с плохим благоустройством, против списания со строителей ответственности в гарантийный срок и т.д.);
                       •   Будет единственным распорядителем подрядов на эксплуатацию построенных объектов на весь 1-й срок их жизненного цикла (20 – 30 лет, не менее), гарантом качества эксплуатации (единый центр ответственности за качество обслуживания, отбор профессиональных УК, представление собственникам выбора из качественных и ответственных УК, создание конкурентной среды сервиса на всей территории «ТАИР»;
                       •   Будет выступать страховым Гарантом всех объектов «ТАИР – «Северный Урал», обеспечивая их обязательное страхование (и перестрахование) на европейском уровне, на весь срок жизненного цикла объектов (гарантия от техногенных аварий и катастроф, которые всегда возможны, но обязаны быть обеспечены достаточными средствами на качественное восстановление пострадавших объектов и людей).
         2.   Первым этапом развития проекта «ТАИР – «Северный Урал» будут новые территории интенсивного освоения на свободных землях каждого городского округа, площадью по 150 – 300 га, (далее они разовьются до 500 – 750 га каждая), на которых разместятся:
                       •   По 80 – 100 семейных фермерских подворий, с комфортными частными домами (по 75 – 150 кв.м.), с высокотехнологичными комплексами экологически чистого круглогодичного овощеводства;
                       •   По 2-4 семейные животноводческие фермы, с комфортными подворьями и жилыми домами;
                       •   Автономные теплоэнергоблоки «зеленой» энергетики (БТЭС»;
                       •   Биоэнергокомплексы;
                       •   Модульные инновационные овощехранилища, с модулями первичной и глубокой переработки всей производимой продукции;
                       • Социальные клубные центры на 150-200 семей, современные, многофункциональные;
                       •   Современные средства механизации работ, технологическая, социальная, коммунальная и сервисная инфраструктура;
                       - Качественные, высокопрочные и недорогие дороги, построенные с использованием инновационных технологий стабилизации грунта;
                       •   Инновационные индустриальные парки (в каждом ГО), обеспечивающие территории своей промышленной продукцией и работающие на внешний рынок;
                       •   Микрорайоны малоэтажной комфортной застройки для работников сервиса и специалистов индустриальных парков;
                       •   Всего, с развитием "ТАИР", предполагается только на новых территориях интенсивной застройки за 7 – 10 лет разместить не менее 3 500 – 4 000 семей, обеспеченных комфортным жильем, высокодоходной работой (около 10 000 рабочих мест), современной инфраструктурой и сервисом.
         3.   Коммунальная система новых территорий «ТАИР – «Северный Урал» будет:
                       •   Максимально стремиться к автономности, надежности, стабильности, независимости от энергомонополий, использовать внешние источники только в качестве резервных и аварийных;
                       •   Развиваться с использованием самых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологических систем и оборудования;
                       •   Перерабатывать все образующие отходы жизнедеятельности и индустрии экологически чистыми технологиями в полезную вторичную продукцию;
                       •   Внедряться на условиях «Контрактов жизненного цикла», с передачей в концессию Агенту, созданному (или нанятому по конкурсу) совместно Инвестором и Управляющей компанией «ТАИР – «Северный Урал»;
                       •   Иметь централизованное диспетчерское управление (по всей «ТАИР»), открытую для пользователей структуру затрат, открытый реестр стоимости коммунальных услуг, открытый алгоритм расчета поправочного коэффициента, кредитную технологическую систему расчетов;
                       •   Иметь профессиональные сервисные центры обслуживания и диагностики всех объектов коммунальной инфраструктуры, дорог, благоустройства, стоящих на гарантии, по регламенту технологических карт, оперативные и аварийные бригады;
                       •   Иметь специализированный центр благоустройства и дизайна придомовых и общественных территорий;
                       •   Иметь центр профессиональной подготовки «специалистов коммунального хозяйства» и «управляющих собственников жилья»;
                       •   Иметь единую, автономную, защищенную информационно-аналитическую систему пользователей коммунальных услуг, связанную с центром клиринговых расчетов;
                       •   Иметь систему тарифообразования с ограниченной (или фиксированной) нормой рентабельности сервисных коммунальных служб, с гибкой системой стимулирования качества сервиса.
         Коммунальные тарифы пользователей коммунальной инфраструктуры «ТАИР» всегда будут ниже тарифов «старого комплекса ЖКХ», а качество инфраструктуры и коммунального сервиса – всегда выше. Страхование коммунальных объектов по европейским стандартам значительно повысит их надежность, обеспечит качественную и адекватную защиту от непредвиденных проблем.

         4.   Пользователи коммунальной системы «старого комплекса ЖКХ» будут:
                       •   На первом этапе развития "ТАИР", постоянно получать открытую информацию о развитии коммунальных систем новых территорий, о тарифах, услугах, сервисе, в сравнении с аналогичными показателями «старого комплекса ЖКХ»;
                       •   Иметь возможность обучать управляющих своих ТСЖ правильному и качественному ведению дел по обслуживанию домов или по контролю за качеством обслуживания домов Управляющими компаниями;
                       •   Получать юридическую и другую консультативную поддержку по вопросам ЖКХ;
                       •   Иметь возможность переходить на обслуживание сервисных центров «Коммунального комплекса «ТАИР» (далее – КК «ТАИР»);
                       •   Иметь возможность заказывать капитальные ремонты зданий и коммунальной инфраструктуры в КК «ТАИР»;
                       •   Иметь возможность вставать после капитального ремонта КК «ТАИР» (а не «липового муниципального капремонта») на длительное гарантийное обслуживание и страховое сопровождение в КК «ТАИР»

        Территории и объекты, развиваемые и обслуживаемые по программе «ТАИР – «Северный Урал» будут благоустроенными, комфортными, обеспеченными всей необходимой инфраструктурой, современными системами и средствами комплексной охраны, защиты и безопасности всех проживающих и работающих в них. В течении 10-15 лет на всей территории проекта «ТАИР – «Северный Урал» должен функционировать современный (новый и модернизированный) единый коммунальный комплекс, надежный, стабильный, с качественным сервисом и материальным ресурсом, позволяющим постоянно совершенствоваться, не обременяя излишне пользователей.

         Вот такая модель, такой подход, такая стратегия.
         Где тут что незаконного или не возможного?
         Что надо расшифровать, объяснить? Чего, считаете, надо добавить или убрать?

         Пора и Вам подключаться, помогать мне, пока в разговоре и на бумаге.
         Подойдет время, будем это внедрять и на практике.

         С чего можно начать уже сейчас? Это должно быть интересно всем.

С И О:
....С чего можно начать уже сейчас? Это должно быть интересно всем....
Начать надо с того -найти этих всех.
Нас тут раз, два и обчелся.
А в общем все понятно, стройно и соответсвует ранее сказанному мной- все это внедряется отдельно, в чистом поле.
С чего начать?
1. Поиск заинтересованных людей, специалистов с заполнением их резюмэ и базы данных будующих кадров.
2. Хоршо бы свозить на выставку, за подобным опытом несколько специалистов. См. п.1.
3. Освещение в печати, радио, ТВ на подобных примерах. Привлечение найденных спецов в разработку, освоение проекта. Как то так, для начала.

Георгий Уралов:
          Сергей Иванович, я не о будущем начале на новых территориях пока говорю, а о том, с чего можно уже начать в старом жилищно-коммунальном комплексе городских округов Северного Урала. Во всех и в Североуральске, в частности.
          Одна общая цель в этом деле, которую объявляют все, столкнувшись с тарифным и прочим беспределом в ЖКХ: «Пора навести в ЖКХ порядок!». Только по вопросу о том,  кто и как реально будет это делать, особой дискуссии не возникает. Все считают, что кто-то обязательно должен этим заняться, но только не он. Хотя касается это всех и каждого, что жителей, что находящихся у власти.
          Именно об этом и надо поговорить.
          Только я, в связи с перспективой будущего проекта «ТАИР –Северный Урал» сменю решительно цели, ради которых необходимо заняться изменениями в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) каждого городского округа.

         Цель №1(главная цель):  Привести ЖКК ГО в такое состояние, когда серьезному стратегическому инвестору станет возможно и интересно вкладывать средства (долгосрочные и недорогие) в модернизацию инженерной коммунальной инфраструктуры.
         Цель совершенно реальная, достижимая и не конфликтная, т.к. перед каждым, и перед населением, и перед властью, ставит вполне посильные и выполнимые задачи. Зачастую эти задачи даже не зависят друг от друга, а лишь проявляют качества каждой из сторон, которые очень важны для Инвестора.

           Что Инвестору нужно от Власти? Прежде всего, порядочности и предсказуемости. Это не общие слова, а вполне конкретные действия, которые будут положены в основу инвестиционного или энергосервисного контракта, контракта жизненного цикла или концессионного соглашения.
           Чтобы не испытывать каких-то неудобств и не нарушать своих обязательств по контрактам с Инвестором власть должна обладать следующими двумя качествами, компетентностью в сфере ЖКК и принципиальностью при соблюдении своих властных полномочий на территории.
           Принципиальность при соблюдении властных полномочий не касается конкретно сферы ЖКК, а заключается в принципиальной самостоятельности от окриков «сверху» и от жесткого соблюдения на территории Законов РФ, для всех в равной степени.
             Компетентность власти в сфере ЖКК заключается в умении организовать сбор наиболее полной и актуальной информации о структуре всех инженерных систем ЖКК, о режимах и актуальном состоянии всего оборудования систем жизнеобеспечения ГО, для контроля за их состоянием и компетентного вмешательства в случае возможных катастроф или системных нарушений.
Вот и главная задача Власти сегодня: Создать актуальную базу данных ЖКК по всему ГО. Сначала отыскать и систематизировать все в бумажном виде, затем ввести данные в единую электронную базу ЖКК, графику и семантику (тексты) и настроить программу актуализации данных, аналитические и отчетные формы и режимы.
              Без этой работы, споры с УК и энергоснабжающими организациями только создают иллюзию наведения порядка. После наведения порядка с информацией совсем не сложно будет утвердить «Единый реестр затрат при предоставлении коммунальных услуг» и контролировать реально рентабельность и качество этих услуг, не допускать их необоснованный рост. Это по силам любой власти, если она действительно хочет навести порядок в ЖКК, а не блефует и не создает видимость деятельности.
           В Сургуте мне повезло стоять у истоков создания городских баз данных в 1995-97гг, когда я возглавлял МУП «Городской информационный центр». Год мы строили сам центр и налаживали оборудование, обучали персонал. За 1,5-2,0 года создали актуальные базы данных «Паспортный стол», «БТИ», «ЗАГС», «Военкомат», «Администрация», наладили систему их актуализации, дали к ним доступ организациям и гражданам, естественно, с различными разумными ограничениями для каждой категории. На этих единых базах заработали учреждения города, создавая свои ИС, удобные для всех. Базу ЖКК и встраивание ее в единую городскую геоинформационную систему (ГИС – ЖКК), где есть сегодня не только сети и системы, но и каждое деревце (с паспортом), каждый кусочек газона, создавали отдельно, как наиболее важную, но на основе главных БД города. При необходимости могу поделиться в этой сфере знаниями и опытом с городами Северного Урала. Базы нам наполняла, кстати, молодежь, на сдельщине и очень оперативно.
          Сейчас Администрации ГО Северного Урала не наводят порядок в ЖКК, а или «тушат пожар», когда народ встает на дыбы от хамства коммунальщиков, или пользуется «мутной водичкой». Системной работы не видно, хотя цели и задачи Власти лежат на поверхности.

           Что нужно Инвестору от населения? Не так много и не так мало. Той же порядочности и компетентности.
           Порядочности, в части исполнения своих обязательств по оплате коммунальных услуг, но не в смысле совести каждого, а в смысле общественной ответственности всех за совесть каждого. Если кто-то думает, что ТСЖ – это глупая выдумка чиновников или коммунистов, то он очень не прав. У меня друг живет в Италии уже более 10 лет и его избрали просто в правление ТСЖ (там оно обязательно должно быть в каждом многоквартирном доме). Так он говорит, что этого ТСЖ и жители и  Управляющие компании коммунальщиков как огня боятся. Его законы и расчеты, самые грамотные, самые авторитетные, самые законные  и самые обязательные для всех. Порядок – прежде всего.  Никакие Администрации города не нужны для того, чтобы призвать к порядку нарушителей правил, которые устанавливает ТСЖ на своей территории. Администрация является только поставщиком для Сторон актуальной информации о состоянии (паспортах) объектов и следит, чтобы правоохранительные органы в их спорах были объективны.
           А для объективности ТСЖ, органа самоуправления жильцов конкретного дома, нужна достоверная информация по конкретному дому и его системам жизнеобеспечения, территориям благоустройства. От этого только и начинается настоящая компетенция и обоснованные расчеты затрат, компетентное осаживание необоснованных тарифов и претензий коммунальщиков. Настоящий и компетентный народный контроль в сфере ЖКК оказывается просто необходим Инвестору-капиталисту.
          Вот, собственно, самая главная задача для населения, живущего, в большинстве своем, в многоквартирных домах ГО: создание своих (не подставных) настоящих товариществ собственников жилья (ТСЖ), получение (в соответствии с законом) всей исходной и актуальной документации по своему дому (чему обязана всемерно содействовать Администрация), выборы и профессиональное обучение своего председателя ТСЖ.   
          А вот российским властям и депутатам почему-то ТСЖ только мешают и создают проблемы. Угадайте, почему? «Зри в корень», - говорил Козьма Прутков.
         Так что есть и сегодня в старом ЖКК ГО Северного Урала у каждого конкретное дело, с общей целью – скорей привлечь в коммуналку серьезного инвестора, сделать настоящую модернизацию, как минимум.

          Есть и еще цели достойные, но о них я скажу позже. Сначала хочу знать, считаете ли Вы реальным то, что сказано уже выше.

С И О:
ЖКХ. У нас мощная газовая централизованная котельная. Учитывая, что из 5 шахт останется 2, часть помещений законсервирована, много производств не работают, мощности котлов хватит на СГО и ТАИР.
Но.   В ТАИРЕ предусмотреть локальные котельные, с короткими внутриквартальными магистралями.
Взяв от монопольных сетей только воду (можно из скважин), честично электроэнергию на первый этап.
А канализация уйдет в биопереработку.  Позволит максимально избавится от растущих тарифов.
Кстати, Баз по нытью Дерипаски получал эл энергию по договоренности с властями от атомной АС по 80-90 коп кВт, в это время я платил по 2,40.  Сегодня у меня два тарифа; день - 2.09, ночь - 0.97р. Для меня терпимо. Я ночной житель.

Для СГО - ТСЖ. Хорошо знаю его инициатора. Все получается. Но власть пассивна, лень посчитать, оформить документы на дотацию кап ремонтов. А ТСЖ рушит тем, что за свое муниципальное жилье не вносит сумм, чем и разоряют.  Разогнать пришлых варягов от ЖКХ и все стабилизируется.  Ну и народ без инициативный. Нет буйных во дворе.

Лист! По несколько раз приходится загружать ответ. Куда девается?
Мы и живем потому плохо, что из простого делаем сложности...и устраняем абы как.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии