Общий > «ТАИР – «Северный Урал»
Обсудим на сайте
Boss:
Очень интересная концепция, тока вот народу мало обсуждает на форуме, а так когда к нам в Североуральск приедете?
Георгий Уралов:
4, 5, 8 сентября буду в Екатеринбурге. 6,7 на Северном Урале. Обязательно буду в Североуральске. Когда именно? Сообщу, когда уточню график всех встреч.
Георгий Уралов:
Продолжение разговора №4
Так что же такое «Контракт жизненного цикла», который способен коренным образом изменить ситуацию к лучшему в коммунальной сфере (и не только)? Я должен сказать Вам об этом не академическим языком, а коротко и ясно, как говорят в народе. А народ понимает в основном все на ярких примерах из его же жизни. Вот и я приведу такой пример, который сложно не понять.
Начну с известной, непобедимой и уже набившей оскомину прописной истины, пощечины для многоуровневой российской власти: «В России две беды – дураки и дороги». Чиновники иногда хорохорятся, освоив где-нибудь на видном месте бюджетный кусок и показав 5-10 км новой дороги: «Смотрите, с одной бедой мы уже начали справляться, значит и не совсем дураки, вроде!» Вот именно, вроде, т.к. через пять-семь лет просто в России еще на один участок в 5-10 км станет больше разбитых, некачественно сделанных дорог.
Уникальность процесса строительства дорог в России заключается в том, что на него не могут никаким образом повлиять самые современные дорожные технологии, самые современные дорожные материалы, проверенные многократно во всех климатических поясах земного шара, самые лучшие специалисты-дорожники. Просто все это совершенно не важно для процесса строительства дорог в России, т.к. в нем есть вполне определенные стадии и РЕГЛАМЕНТ ОСВОЕНИЯ ДОРОЖНОГО БЮДЖЕТА:
- Планирование средств на строительство новых дорог никак не связано с потребностью в этих дорогах и с приоритетами развития дорог, согласованными с развитием производственно-экономического потенциала страны – просто определяется процент от бюджета на дорожное строительство;
- Весь «дорожный бюджет» распределяется на самых "честных и справедливых" конкурсах специализированных министерств и ведомств, а потому попадает только к «своим», которые обязаны:
- «Откатить» («вернуть взад» - народн.) 40% (устарело), а чаще до 60% средств чиновникам и выйгравшим конкурс;
- Заказать (как генподрядчик) проектно-сметную документацию, «откатив» себе от стоимости проектных работ до 50%;
- Раздать оставшиеся средства «своим» субподрядчикам за небольшие откаты 10-20% от оставшейся суммы.
- Субподрядчики от полученных средств «минимизируют затраты», закупая материалы подешевле, привлекая неквалифицированную рабочую силу, арендуя старую технику, умудряясь и с этого «извлечь на хорошую жизнь» еще и свои 30% от остатка.
Что получается построить из 15 – 25% от первоначально выделенных средств, по тому мы и ездим, и ходим, из того и произрастают ноги всепожирающего «дырочного ремонта дорог».
Кто-то может мне возразить, что этих средств даже на плохую дорогу не хватит. А какие средства Вы имеете ввиду? Когда «откатывали» 40%, то и официальная стоимость одного километра четырехполосной дороги была около 100,0 млн.руб. (это я цифру для показательного расчета принял). Т.е. оставалось после всех откатов и воровства еще 15-25 млн. руб., чтобы хоть какую-то дорогу построить, которая года 3 продержится. Когда стали «откатывать» до 60%, процесс плохого строительства не пострадал. Ему те же 15-25 млн.руб/км и остались, т.к. «распиловщики» при власти просто сметную цену километра дорог пересмотрели и подняли до 140-150 млн.руб. Бюджет то в их руках, как и депутаты, которые следят за ним (за своей долей). «Бюджет, как дойная корова - дои её, пока не сдохнет», - как гласит народная поговорка.
К чему я все это? А чтоб ярче было сравнение и четче понимание «контракта жизненного цикла», если с его помощью строится дорога:
1. По «контракту жизненного цикла» (КЖЦ) строится дорога (или любой другой объект), только когда понятен весь механизм окупаемости, т.е. точно определена нужность объекта для конкретного Заказчика (государства, региона, муниципалитета и проч.);
2. На объект, который строится по КЖЦ "живых" денег до строительства Заказчик (бюджет) не выделяет, а только проводит конкурс по цене и срокам, обязуется (выдает гарантии) обеспечить возврат затраченных средств только после полного завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию. (Дорога строится на свои или привлеченные деньги Исполнителя, который у себя воровать не будет);
3. Заказчик после сдачи объекта возвращает Исполнителю деньги по графику и в составе:
- В течении гарантийного срока службы объекта (5-15 лет) всю согласованную по конкурсу сметную стоимость (с включенной в смету рентабельностью Исполнителя);
- Выплачивает по графику ежегодно средства на эксплуатацию объекта за все время до окончания его жизненного цикла, (полная аммортизация и нормативный срок службы объекта).
4. По «Контракту жизненного цикла» Исполнитель:
- Осуществляет (или организует) самостоятельно качественное проектирование;
- Подбирает самые качественные технологии, материалы, технику, специалистов, добросовестных подрядчиков;
- Осуществляет качественное строительство;
- Осуществляет качественную эксплуатацию дороги (или другого объекта).
Исполнитель принимает на себя полную ответственность за объект на протяжении всего жизненного цикла: от проектирования до окончания нормативного срока службы. Все огрехи проектирования, неправильно или недобросовестного подбора технологий, материалов (например не по климату, как модно в России объяснять растрескивание дорог) просто ведут к дополнительным тратам Исполнителя только из своего кармана. Деньги из бюджета Исполнителю возмещают только его понесенные затраты, идут на качественную эксплуатацию и дают разумную прибыль. Воровать и "откатывать" просто нечего, разве что в убыток себе.
Вот, собственно, и все различие между «строительством по российски» дорог, домов, коммунальных объектов и «Контрактами жизненного цикла», которое понятно даже ребенку. В одном случае строго регламентированная ответственность за качество, прямая стимуляция поиска самых качественных решений и технологий, а с другой стороны банальная цель чиновников своровать как можно больше, строить что попало и где попало, лишь бы в личный карман больше попало.
Контракты жизненного цикла мы будем применять обязательно при строительстве дорог, вводе самых современных коммунальных систем на вновь осваиваемых территориях, в новых комфортных микрорайонах.
При модернизации существующих коммунальных систем тоже можно применять контракты жизненного цикла, но ни один иностранный инвестор никогда не согласится такой КЖЦ в России финансировать, если Исполнителю, которому доверяет Инвестор не будет переданы старые системы, подлежащие модернизации, в концессию (т.е. в доверительное управление, без передачи права собственности) на весь срок «жизненного цикла» (от 15 до 30 лет).
Я думаю, что ни одна ныне существующая российская Управляющая компания не вызовет доверия у иностранного Инвестора, а потому им придется или жестко выполнять его условия, или освободить от своего присутствия целые жилые районы, коммунальные системы и объекты, не выдержав по настоящему здоровой конкуренции, возможно и иностранных управляющих компаний. Если их возьмут на субподряд, то придется работать и забыть про воровство.
У меня лично был опыт работы (Московская область) с французской коммунальной компанией «Вивенди», которая готовилась принять в концессию новый жилой микрорайон (около 1,0 млн.кв.м. жилья), обеспечив его всей самой современной коммуналкой, системами учета, элементами благоустройства и комфорта за свой счет. Я принимал непосредственное участие в подготовке этого уникального проекта, который, естественно, не состоялся. Шел тогда 2001-2002 год. Французы предложили проект сами, Губернатор области одобрил, я был, по сути, его опосредованный представитель, готовил необходимые решения министерств и ведомств. Не буду долго объяснять причин срыва проекта, скажу лишь главное, когда все было готово к началу работ и даже выбран один престижный район ближнего Подмосковья разразился скандал. Французы не выдержали и в своей местной прессе выдали материал, где рассказали, сколько с них потребовали десятков миллионов долларов подмосковные чиновники «за вход в российский бизнес». Т.е. французам РАЗРЕШИЛИ всю коммуналку микрорайона «миллионника» полностью сделать за свои деньги, да еще потребовали десятки миллионов долларов за то, что им разрешают это все тратить в России! Это и называется по российски «Государственно-частное партнерство» (ГЧП). Прошу никогда его не путать с КЖЦ, которые применяются в развитых странах Европы и мира.
Я в своих концепциях тоже пользуюсь термином «государственно-частное партнерство», но, честно признаюсь, что с большой настороженностью и опаской отношусь к такому партнерству исходящему из главного его государственного центра, который находится во Внешэкономбанке. Центр ГЧП Внешэкономбанка не менее опасен для честного бизнеса, чем российские банки призванные не ускорять оборот капитала в экономике, а тормозить его, изымать капитал из оборота и прятать его по загашникам за рубежом.
КЖЦ – один из действенных механизмов модернизации и развития коммунального сектора «ТАИР – «Северный Урал» и мы его обязательно будем применять в своем проекте. Да , это требует особых прав, особого статуса территории применения, которого мы с Вами и должны получить. Ведь поняли Вы что дает применение КЖЦ? Уверен, что поняли. Поговорим далее и о других механизмах развития. А по развитию коммунального хозяйства окончательно закрою тему я завтра. Просто разрисую Вам то, что нам надо запланировать и к чему мы будем стремиться.
И еще, о КЖЦ, и концессии в жилищно-коммунальном комплексе. Российские чиновники, их апологеты юристы и экономисты остерегают от передачи в концессию коммунальных систем иностранным компаниям, говоря, что те население точно задушат тарифами окончательно. Глупость несусветная. В концессионном соглашении иностранцы обязательно напишут, что в своей расчетной системе окупаемости будут применять всегда тариф ниже существующего в России на данной местности не менее чем на 10%. На самом деле, внедряя самые современные системы и оборудование они готовы снижать "российские тарифы" сразу вдвое и постоянно, четко контролируя реальные затраты и свою доходность (окупаемость затраченных средств), растянутую на длительный срок концессии. Другое дело, что российские чиновники всемипутями будут стараться не дать иностранцам снижать тарифы на коммуналку, чтобы не выглядеть на их фоне откровенными ... (придумайте сами).
До завтра.
Георгий Уралов:
Продолжение разговора №5
Периодически я буду подводить итоги и напоминать основное, чтобы не возвращаться к уже сказанному
Итак: 1. Развивающейся территории нужен масштаб преобразований и инвестиций;
2. Только инвестиции не в отдельные предприятия и в отдельные звенья инфраструктуры, а в единую социально-экономическую систему территории дадут максимальный позитивный эффект комплексного развития, гарантированно вернутся и принесут доход.
3. Для модернизации и развития коммунальной инфраструктуры более эффективно выделять не «живые» бюджетные деньги Исполнителю, а оформлять в рамках «Контрактов жизненного цикла», «Концессионных соглашений» бюджетные гарантии (необходимого уровня) и, возможно, минимальное софинансирование со стороны непосредственного Заказчика объекта инфраструктуры.
4. В «Контрактах жизненного цикла» и в «Концессионных соглашениях» необходимо четко прописывать долгосрочную тарифную политику, которая должна быть значительно выгодней потребителю (населению, бюджету), чем существующая на данной территории. Все источники окупаемости инвестиций и экономические модели образования дохода от эксплуатации инфраструктурных объектов, созданных по КЖЦ, должны быть открыты, затраты на эксплуатацию структурированы, обоснованы и доступны для контроля любого потребителя и Заказчика.
5. Безусловно, будет яростное сопротивление нововведениям существующей системы власти, на всех уровнях. Чем больше эффективность и польза для всех, тем больше сопротивление. Изъятие огромного оборота «живых» «халявных» денег из сферы ЖКХ избавит Россию на 70% от коррупции (от коррупционных средств) и на 90% от территориальных коррупционеров различных уровней. Это одна из основных причин необходимости получения территорией особого статуса (ТАИР) непосредственно от высшего политического руководства страны.
Конечно, наше с Вами понимание выгоды КЖЦ и КС не уникально, т.к. эти механизмы известны давно и многим, но в России применить их пока никто не смог. Существует совершенно глупое обоснование «приближенных ко двору» экономистов и юристов, что «Контракты жизненного цикла» применимы только на крупных объектах типа магистрали «Москва – Санкт-Петербург», где в качестве оператора (Исполнителя) обязательно должна выступать какая-то государственная корпорация. Но тогда теряется весь смысл КЖЦ, вся его эффективность, а остается то же самое воровство, некий внутренний междусобойчик «распила». Откатить, распилить и построить, как попало - это все получается, а вот взять себе на гарантию на весь «жизненный цикл объекта», что спроектировали кое-как и построили, лишь бы отчитаться – уже не срастается. Вот и придумывают вместо КЖЦ некое ГЧП (государственно-частное партнерство) по мутной и запутанной схеме, где до сих пор и сами разобраться не могут. Хотя и государственно-частное партнерство в многообразных формах в мире работает успешно, а КЖЦ – одна из его форм.
Существует такое же глупое обоснование тех же придворных лиц, что концессия иностранных компаний в сфере ЖКХ приведет к порабощению населения иностранцами. Глупей утверждение трудно придумать, т.к. система коммунального хозяйства в России не только узаконила уже рабство и бесправие всего населения, но и продолжает постоянно затягивать долговую коммунальную удавку на его шее, не осознавая всех пагубных последствий. И никто не скажет сегодня, когда закончится этот узаконенный беспредел. А любой «Контракт жизненного цикла» на 20-30 лет четко определяет правила и согласует их с динамикой изменения платежеспособности потребителей. Иностранный «концессионер» или «управляющий» КЖЦ нанимает и обучает специалистов и подрядчиков непосредственно на территории, ставит их в условия, когда от качества работы и оказания услуг потребителю зависит благополучие специалиста ЖКХ, воровать, естественно, не дает, т.к. это его личный карман, а не государственный, что в России понимается, как «ничей». Вот собственно и все «ужасы от иностранцев в ЖКХ».
Достаточно об этом. Если что осталось непонятно, задавайте вопросы.
Завершая «коммунальную» тему позволю себе в следующем разговоре пофантазировать, показать, какие изменения в коммунальной инфраструктуре городов Северного Урала (ТАИР) я бы лично спланировал и реализовал, руководствуясь стратегическими соображениями, опираясь на имеющиеся ресурсы, существующую топологию расположения населенных пунктов по территории, руководствуясь стратегическим планом перспективного комплексного развития «ТАИР – «Северный Урал».
Много работы. Не успеваю сегодня сказать все, что хотел. До завтра.
Пилот гравицапа:
Никак не могу отбросить мысли о том, что не дадут чиновники заключить КЖЦ.
Из за того, что мне не известно кто кем рулит, собака хвостом или наоборот, хочу спросить, вы правда считаете реальной ситуацию, когда Путин даст всем чиновникам команду "сидеть!" и поволит управлять развитием ТАИР без учета интересов всех, кто привык на мало-мальски выгодных проектах делать деньги? А тут намечается такое...
И другой момент. Даже если президент даст добро на развитие, думаете оградит ли это от всего шакалья?
В Сочи сколько раз показывали как он грозил пальчиком... толку то, как пилили, так и пилят.
Мне иногда кажется нужен просто супермен с командой, чтобы всю эту дрянь затолкать по тюрьмам и дать стране нормально развиваться. А самое страшное это то, что народ по большей части имеет схожий менталитет и когда есть возможность стащить, своровать, сделает это.
На самом деле я очень надеюсь на лучшее, просто это были слова от моей пессимистической чущности.
Навигация
Перейти к полной версии